9 октября 1874 года появился на свет Николай Рерих - один из самых известных русских художников ХХ века, путешественник, общественный деятель, религиозный мыслитель, ставший легендарной личностью еще при жизни.
Рерих создатель религиозно-философского учения "Живая Этика" (Агни Йога). Написал около 7000 картин и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Осуществил две масштабные экспедиции по Центральной Азии и Маньчжурии. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений "Мир через культуру" и "Знамя Мира" и многих других.
Невероятная продуктивность этого человека удивительна. Если бы он всю жизнь только писал картины, то в среднем ему пришлось бы писать 1 картину в 2.5 дня. А он еще столько успел… Значит, в реальности Рерих штамповал свои картины за час - два, иначе столько не нарисуешь.
Причем картины Рериха стоят бешенных денег.На аукционе русского искусства Bonhams 5 июня 2013 года был установлен рекорд цены на произведения Николая Рериха: за картину 1931 года «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» заплатили $12,1 млн. Среди других работ Рериха, проданных ранее на аукционах: «Лао-Цзы» ($1,9 млн) и «Дымы мира» ($2,5 млн).
С 2013 года Н. Рерих замыкает десятку самых дорогих русских художников.
Технология живописи от Рериха проста и стара, как мир: максимально контрастные, яркие картины всегда притягивали детей и профессионалов. Выигрышные сюжеты: горы, моря, небо и прочие "сказочные просторы". В целом творчество Рериха однообразно нет никакого новаторства. Раскраски Рериха вызывают некую ассоциацию с древнерусской иконописью, но почему они вдруг кем-то признаны гениальными не ясно.
По отцу Рерих происходил из прибалтийских немцев, мать была русской. Отец работал нотариусом. Родители были не бедные и дали всем своим детям хорошее образование.
Николай Рерих учился в одной из самых престижных учебных заведений того времени - школе Карла Мая. Это заведение отличалось своим образовательным уровнем даже от гимназий того времени. Выпускники школы отличались не только повышенным уровнем знаний, но и особым корпоративным духом. "Майцы" нередко продолжали общаться всю жизнь. Для учеников постоянно проводились экскурсии по театрам и музеям, а уровень преподавателей был выше, чем во многих других учебных заведениях.
Окончив юрфак петербургского университета, Рерих увлекся живописью и поступил в Императорскую академию художеств. В те годы его влекла русская старина - Рерих участвовал в археологических раскопках одновременно с учебой. Большое влияние на молодого Рериха оказывал князь Павел Путятин - его частый компаньон по археологическим изысканиям.
Рерих был увлечен древнерусской тематикой, и большая часть его ранних работ посвящена именно этой теме. Художник тяготел к дягилевскому "Миру искусства", а после воссоздания общества в 1910 году и вовсе стал его председателем. Как и другие "мирискуссники", Рерих получил известность в Европе благодаря выставкам. Кроме того, Дягилев пригласил его для работы над своими лучшими балетами. Рерих работал над декорациями к "Князю Игорю", "Псковитянке" и легендарной "Весне священной", которая ныне почитается в качестве одного из главных событий в мире балета ХХ века.
«Заморские гости» (1901)
«Весна священная» (1913)
После революции Рерих перебрался в Лондон уже в статусе признанного мастера. Там он примкнул к местному Теософскому обществу, что стало следствием его интереса к востоку, прослеживающемся в его творчестве после 1905 года. Интересно, что родной брат Рериха умудрился стать интендантом в азиатской дивизии Унгерна (в дальнейшем жил в Харбине).
Наконец, в 1923 году начинается пятилетняя экспедиция в Центральную Азию. Исследователи, рериховеды и просто любители тайн и сенсаций до сих пор не могут понять, что это всё-таки было.
Существует как минимум четыре версии истинных целей экспедиции:
1. Стандартная этнографическая экспедиция по исследованию малоизученных районов Центральной Азии.
2. Рериха завербовали чекисты, а экспедиция финансировалась за счет ОГПУ. При этом истинные цели чекистов также неясны и варьируются от мистических (поиск Шамбалы) до политических (установление влияния в Центральной Азии).
3.Поиски легендарной Шамбалы.
4.Попытка установить личный контакт с Далай-ламой.
Что касается связей с СССР, то они у Рериха действительно имелись, хотя поначалу он отнесся к революции резко отрицательно. Но накануне экспедиции и после нее художник действительно встречался с советскими чиновниками. В то же время он начал вслух симпатизировать Ленину, даже называл его "махатмой" (в индуизме этот термин традиционно применялся к высокодуховным личностям).
Рерих в 1910-е, 1920-е и 1940-е
В Монголии (в то время полностью опекаемой СССР) даже издали несколько книг Рериха по его учению. При этом в книгах подчеркивалось близкое родство коммунизма и буддизма.
Видимо, в СССР действительно пытались использовать Рериха на монгольском направлении - местные трудящиеся были настолько неистово привержены буддизму, что даже монгольские коммунисты не решались обижать лам.
После этой экспедиции восточная тема полностью вытеснила русскую в творчестве Рериха. Он уже был не просто художником, но и религиозным мыслителем, создавшим свое учение, базировавшееся на немного переосмысленной атропософии Блаватской. У Рериха появились богатые поклонники в разных странах мира. Наибольшего успеха ему удалось достичь в США. Например, бизнесмен Хорш выстроил на Манхеттене целый небоскреб под его музей.
Секрет успеха Рериха конечно же в его мистической философии. Рерих придумал "космическое" направление в философии, науке и искусстве, так называемый. "русский космизм". Эзотерика, оккультизм и прочая мистика всегда эффективно воздействовали на неокрепшие и слабые умы.
Николай Рерих "Шамбала"
Если почитать "гениальные" афоризмы Рериха, их много в сети. Например: "Протяните руку над бездною. Нет страха над бездною, ибо духу страшнее комната и ковер". Вот еще сильное: "Если мы слышим, что где-то платят высокую цену за произведения Культуры, то мы знаем, что там Культура ценится". И наконец: "Есть два вида знания: одно - словами выражаемое, другое - точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это понимание происходит, но оно поистине прекрасно».
Кто хочет - может найти в этих афоризмах, как и в "космизме" Рериха массу глубинных смыслов, а кто не хочет - увидит лишь обычную банальность.
Рерих хорошо владел техникой НЛП в индийско -факирском варианте. Техники, которыми факиры в Индии гипнотизировали толпы людей до сих пор не изучены. Поэтому умел подчинять себе людей и входить к ним в доверие.
Страстным поклонником Рериха (обращавшимся к нему не иначе как «дорогой Гуру») слыл один из ближайших соратников американского президента Рузвельта Генри Уоллес.
Он занимал должность министра сельского хозяйства в первые два рузвельтовских срока и позже стал вице-президентом на третьем сроке
Именно Уоллес пролоббировал подписание "рериховского пакта" - договора о сохранении культурного наследия в случае войны. Договор был подписан Рузвельтом и представителями латиноамериканских стран в 1935 году.
Однако вскоре отношения Рериха с американскими последователями значительно ухудшились. Уоллес пролоббировал финансирование экспедиции Рериха в Маньчжурию, где он должен был искать засухоустойчивые растения. Но вместо этого художник увлекся политикой и совершенно позабыл о цели экспедиции.
Японцы, в ту пору державшие Маньчжурию в своей сфере влияния, сделали американцам выговор. Все закончилось политическим скандалом, который погубил репутацию Рериха в США. Старые поклонники постарались от него дистанцироваться, заодно ему устроили дотошную налоговую проверку, чтобы отбить желание возвращаться в США.
Рерих перебрался в Индию, где и провел последние годы жизни, встречаясь с местным активом (у него были довольно близкие отношения с отцом индийской независимости Джавахарлалом Неру, который вырос на английской теософии)
Попытки вернуться в СССР не увенчались успехом. Надо отдать должное невероятному чутью вождя всех народов Сталина. Когда Рерих в 1926 г. захотел вернуться на родину и придумал знаменитое "письмо Махатм" и ларец с гималайской землёй на могилу "Махатмы Ленина", то тов. Сталин и усом не повёл.
В последние годы жизни Рерих, прежде рисовавший в основном на восточные темы, вновь обратился к русским мотивам, что отчасти было вызвано начавшейся Второй мировой войной.
«Ангел последний» (1912)
В декабре 1947 года в возрасте 73 лет Николай Рерих умер в Индии. Рерих, в каком-то смысле «Лев Толстой от живописи», оставил богатое наследие.
Он является не только одним из самых узнаваемых русских художников, но и создателем своего религиозного учения, которое довольно популярно до сих пор (в отличие от толстовства).