Автор преисполненной понимания и здравого смысла книги “Расизм, вина и самообман” доктор Гедалия Браун живет в Африке с небольшими перерывами с 1976-го года и в Южной Африке с 1988-го года. Его книга в форме дневника описывает, как близкий контакт с неграми быстро развеял его либеральные взгляды и привел к неполиткорректным выводам.
Два основных вывода: во-первых, негры считают само собой разумеющимся, что белые умнее черных. У них нет ни малейших иллюзий насчет того, что они могли бы изобрести компьютеры или построить самолеты, и они признают, что черные и белые также различаются по моральным и психологическим характеристикам.
Второй тезис доктора Брауна следует из первого: подавляющее большинство негров не хочет правления черных. По собственному опыту взаимодействия с черными полицейскими и черными бюрократами они знают, что, когда негры находятся во власти, они коррумпированы, деспотичны и склонны к репрессиям.
И без постоянного побуждения со стороны белых либералов практически все негры были бы довольны тем, что вручили свою судьбу в руки расы, которую они считают более умной и более справедливой, чем их собственная. Доктор Браун констатирует: негры не могут управлять современным индустриальным демократическим обществом, сами негры знают об этом и никогда бы не подумали о правлении черных, если бы белые либералы не настаивали на обратном.
То, как подавляющее большинство необразованных южноафриканских негров смотрит в будущее, следует понимать в свете того, насколько плохо они понимают, как устроен мир. Доктор Браун сообщает о глубоко укоренившейся в черной среде вере в магию.
Он рассказывает, что когда европейский фокусник приехал с гастролями в Нигерию и “распилил женщину пополам”, зрители были убеждены, что он действительно разрезал ее надвое. В конце концов, если их шаманы могут летать по воздуху и превращать людей в аллигаторов, то белый может, по крайней мере, разрезать людей и собирать их обратно.
Аналогично, когда в 1988-м году в Замбии проводилось одно из их голосований “да-нет”, государственный секретарь по обороне и безопасности предупредил, что лучше голосовать “да”, потому что правительство с помощью магии узнает, если кто-то проголосует “нет”. Негры считают западные технологии и высокий уровень жизни своего рода магией.
Многие считают, что диплом колледжа - это не показатель определенного уровня знаний, а талисман, который может обеспечить большой дом и “мерседес”. Даже черные, которые руководят африканскими школами, имеют суеверные убеждения насчет форм образования: если у белых школ есть учебные занятия в 14:00, то у черных школ тоже должны быть занятия, даже если это неудобно.
Многие негры думают, что белые получают деньги, просто обращаясь в банки, но эгоистично скрывают их преимущества от черных. В этом контексте неудивительно, что многие негры считают, что правление черных каким-то образом передаст магию богатства и процветания от белых к черным. Африканский национальный конгресс поддерживает эту точку зрения. Например, его члены говорят черным, которые работают у белых в качестве горничных и домохозяек, что, если они будут вносить деньги в АНК определенное количество лет, то дом, в котором они работают, станет их домом. Поэтому многие черные слуги удивили своих белых работодателей, внезапно заявив, что владеют домом.
Браун пишет о том, что это правда, что первые черные, которые переезжают в полностью белый район или посещают полностью белую школу, обычно умны и ведут себя хорошо. Однако по мере того, как школа или район становится чернее, они неизбежно ухудшаются, и все, и черные, и белые, знают это.
Естественно, черные хотят ходить в белые школы и жить среди белых, потому что все люди выигрывают от улучшения среды. Тем не менее, они также знают, что если чернокожие продолжат подтягиваться в то, что раньше было белыми анклавами, те перестанут быть белыми и желанными.
Среди либеральных белых в ходу идея о том, что богатство Южной Африки было якобы создано тяжелым трудом черных, и что белые извлекали из него незаконную прибыль. Это похоже на высказывания о том, что Америка обогатилась за счет рабства черных, и доктор Браун удивлен, что кто-то может верить в такую чушь:
“Утверждать, что труд черных создал это богатство - это как сказать, что клепальщики - это те, кто построил космический челнок. Если черные действительно создали богатство Южной Африки, почему они не создают его где-нибудь еще? Белые могут создавать богатство без труда черных, но черные сами по себе не создают такое богатство”.
Доктор Браун пришел к выводу, что черные и белые отличаются настолько же морально, насколько и психически, и что эти различия делают невозможным экономическое развитие. Он задается вопросом, не является ли одной из причин, по которой крупномасштабные совместные предприятия практически невозможны во всей Африке, то, что черные не доверяют друг другу и не могут рассчитывать на совместную работу на благо всех. Он выдвигает точку зрения, согласно которой негры могут не иметь внутренних моральных установок, а вместо этого зависят от племенных руководителей, устанавливающих правила поведения.
Яркие иллюстрации к выводам доктора Брауна мы можем сейчас наблюдать на примере событий, происходящих на другом, пока еще менее черном, чем Африка, континенте. За счет смешения с белыми американские негры в среднем примерно на 10% умнее своих африканских собратьев. Но эти проценты нисколько не мешают им оставаться неграми и вести себя соответственно.