Как сильно изменилась жизнь. Часть первая.

Dec 20, 2016 12:39

Просматривая фото за последние десять лет, невольно приходит первая мысль - насколько же изменились подвижные "типажи" железных дорог. Скольких из них мы больше никогда не увидим. Сколько железнодорожных явлений осталось "там". На мой субъектиный взгляд, конечно же,эпоха нефтяных нулевых еще блистала и разнообразием и колоритом.
Итак, решил сделать небольшую подборку из того, что больше не увидим.



1. Концептуальный электропоезд ЭМ4-013 "Спутник". Июнь 2006. Наверное ни одна серия на отечественных дорогах, выпущенная за последние полвека не вызвала столько срача кирпичами на форумах, в сообществах и в курилках локомотивных депо. "Опарышами" одновременно и восторгались (как правило в СМИ по просьбам сверху) и люто ненавидели эксплуатационники и ремонтники тех депо, где это изделие имело честь получить прописку.
Всё же шедевральная схема по распилу, откатам и освоению бабла на выпуске этих электропоездов была придумана в чьих-то светлых головах. Массам, то есть пассажирам, этот продукт подавался как невиданный доселе прорыв в отечественном паровозостроении. Впрочем пассажирам,не видавшим ничего круче деревянной антивандальной лавки, ЭМ4 некоторое время вполне нравился. При условии исправно работавших климатических установок и прислонно-раздвижных дверей.




2. ЭМ4-001 и ЭМ4-004 в моторвагонном депо Москва-II. Август 2007. В Москве-II еще царит эпоха ЭР2.



3. ЭМ4-008 "Спутник" следует по маршруту Москва - Раменское. Платформа Удельная, август 2008.



4. Электропоезд-экспресс ЭД4МК-0029. Киевский вокзал, июль 2006. В мае 1999 года между Москвой и Тулой совершил свой первый рейс межобластной экспресс. Для того, в общем-то, скудного на позитивные события времени, запуск красивых и быстрых поездов действительно стал успешным проектом. Экспрессы пользовались бешенной популярностью у народа. На некоторых направлениях (Рязань, Калуга) в течение нескольких месяцев после первого запуска вводили вторые ежедневные экспрессы.



5. ЭД4МК-0030 сообщением Рязань - Москва. Платформа Кратово, август 2008. Как правило, классический экспресс образца 1999-2005 состоял из десяти вагонов - три вагона первого класса (2+2, столик, "лицом к лицу", видеотрансляция фильмов), пять вагонов второго (3+2, откидной столик в спинке впередистоящего кресла. На мой взгляд, это была самая удобная и уютная компоновка, без надоедливого телевизора), два вагона третьего "обычного" класса - стандартные жесткие лавки, обтянутые дермантином. В поезде работали два буфета, в народе быстро получивших название - "бары" (видимо за высокие барные кресла и   продажу пива и легкого алкоголя). Буфеты располагались в одном из вагонов I класса (как правило в третьем) и II класса (в восьмом). Пятничным вечером классический экспресс Москва - Рязань представлял собой забитый "в мясо" электропоезд с  толпой "отдыхающих" в каждом из баров (там, кстати, имелось музыкальное оборудование и было совсем не скучно). Кроме счастливчиков с билетами ехала и орда безбилетников, умело распакованная проводниками по всему поезду. Время хода выгодно отличалось от обычной зеленой электрички. Экспресс шел 2:35, "зеленая - 3:50.



6. Головной вагон именного электропоезда-экспресса "Сергей Есенин". Обслуживал направление Москва - Рязань. Станция Москва -Пассажирская-Казанская, май 2007. Обильные занавеси на окнах - одна из фишек тех поездов. Так, по мнению перевозчика, создавался дополнительный уют и защита от прямых солнечных лучей.



7. ЗАО "Спецремонт" помимо ЭМ4 выпускало и поезда попроще - ЭМ2 и ЭМ2И.
Вот, к примеру, ЭМ2-035 - по сути поработали лишь над рижскими кузовами и кабиной машиниста - скрывание ребер жесткости под толстым слоем грунтовки и шкаклевки, приваривание новой кабины и обновленный интерьер в пассажирских салонах. Всё остальное, что влияет на скорость, плавность хода и торможения, шумоизоляцию осталось из далекого средневековья. Но тем не менее на публике собратья показанного на фото изделия подаются как "россиявстаётсколен". "Опарыши" - как прозвали их острые языки среди железнодорожников работают на подмосковных экспрессных маршрутах - ездят в Серпухов, Ожерелье, Сергиев-Посад, Куровскую, Одинцово, Лобню, Орехово-Зуево. Иногда, когда на одном из направлений демиховский межобластной экспресс становился на долгие виды ремонта, "опарыш" подменял его.
    На фото экспресс Москва - Куровская. Станция Москва-Пассажирская-Казанская. Май 2007.



8. ЭМ2И-015 на Киевском вокзале. Один из ЭД4МК ушел на долгий плановый ремонт. ЭМка заменяет его на экспрессном маршруте Москва - Калуга. Январь 2008.



9. ЭМ2И на маршруте Савеловский вокзал - Лобня вблизи платформы Водники. Май 2007. Первоначально, с ноября 2004 года экспрессный маршрут Москва - Лобня позиционировался как "аэроэкспрессный" - для доставки пассажиров в Шереметьево с пересадкой "электричка-автобус" на станции Лобня. Однако авиапаксы такую  утомительную поездку не оценили и не пользовались маршрутом. Зато за несколько лет маршрут раскатали сами жители Лобни. Удобно и быстро. До Савеловского без остановок всего за 25 минут, против ползущей зеленой электрички со средним временем в пути 40 минут.



10. ЭМ2И-013 Экспресс Москва - Лобня. Станция Лобня. Апрель 2007.
Хорошо поработали "опарыши" в качестве аэроэкспрессов в Домодедово и во Внуково.



11. ЭМ2-030, работающий на маршруте Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово. Станция Космос. В ожидании прохода встречного поезда. Май 2008.



12. В 2006-2009 годах на Московском узле существовал  уникальный маршрут: Белорусский вокзал - аэропорт Домодедово. Ежедневно курсировали три пары поездов. Отправление с Белорусской было в 12:53, 15:50, 23:26. Остановки были фиксированы: Каланчевская, Курский вокзал. Далее без остановок, отклоняясь от Царицыно на Бирюлево. Если  бы маршрут прожил еще хоть год, Белорусский вокзал на короткий период стал бы самым "авиационным" в Москве, с обширнейшей маршрутной сеткой курсирования электропоездов. На вокзале была бы возможна пересадка транзитных пассажиров из Шереметьево в Домодедово и обратно. К сожалению за три года маршрут так и не удалось прилично раскатать. Сказывались и скудная парность и отсутствие более-менее вменяемой рекламы вне вокзалов. Кризис 2008 года окончательно подкосил маршрут, и в зиму 08/09 аэроэкспрессы Белорусский - аэропорт Домодедово были отменены.
На фото: электропоезд ЭМ2И следует маршрутом Белорусский вокзал - аэропорт Домодедово, вкатываясь на станцию Царицыно. Впереди отклонение налево и уход по соединительной ветви на Павелецкое направление. Май 2007.


     13. Еще немного из жизни аэроэкспрессов тех времен. На фото: ЭД4МК-0073 прибыл в аэропорт Домодедово. Декабрь 2007. Специально для обслуживания домодедовской линии в 2002 году были выпущены три электропоезда с номерами 0073,0074, 0075. По сути это были те же комфортабельные экспрессы по типу межобластных, но с существенными отличиями: один вагон (головной) использовался как багажный для перевозки клади авиапассажиров, прошедших регистрацию на Павелецком вокзале, остальные вагоны имели компоновку второго класса (3+2). Понятия "бизнес-класс" в экспрессе тогда еще не существовало в принципе. Всё, что отличалось мало-мальским комфортом по отношению к обычной электричке, имело скорость чуть выше, убиралось хотя бы раз в сутки и имело работающий толчок, априори становилось "комфортабельным скоростным электропоездом".



14. "Наше всё". ЭР2 в своей аунтентичной окраске. Вряд ли мы их снова увидим в родном зеленом окрасе. Накладной шрифт, который наклеивали на МЛРЗ при капитальном ремонте, начиная с 2003 года был очень удачным в эстетическом плане, не оставляя шансов на реабилитацию деповским криворуким малярам. На фото: ЭР2-1262. Аэропорт Домодедово. Сентябрь 2007.



15. Ленинградский вокзал. "Досапсановая" эра. Август 2007. Здесь интересна конечно же ситуация на табло. Еще живы курилки 600-весёлые поезда в Осташков и Боровичи. Из скоростных только №166 "Невский экспресс" - сейчас народный, а тогда элитарный (ибо без аналогов) и №159 "Аврора" - старушка еще вполне себе здравствует и носится между двумя столицами. Единственный скоростной на Питер (согласно ситуации на табло) отправляется в 18:30, после него уехать можно исключительно ночниками. С прибытием тоже интересно - №23 "Юность" приходит в Москву в 20:55, за ней "Аврора" - в 21:30. Ну и последний из скудного наличия дневных поездов - №813 комфортабельный электропоезд серии ЭД4МКу. Вот уж действительно где сильно изменилась жизнь за 7-8 лет, так это на главном ходу Октябрьской железной дороги. Ну и температура в распределительном зале Ленинградского вокзала тоже весьма доставляет...



16. Дизель-поезд Д1-438 сообщением Калуга I - Вязьма отправляется со станции Азарово. Январь 2008.
Венгры, в отличие от поделок "Спецремонта", действительно породистая, заслуженная и уважаемая серия на отечественных дорогах. Насколько помню дольше всего они продержались в Узловой.  В Калуге Д1 совместно работали на местных маршрутах с чехословацкими АЧ2 где-то с 1999 года. Конечно они здесь работали и гораздо раньше - до появления автомотрис АЧ2.
Хорошо помню время хода пригородного поезда Калуга - Вязьма за 1997 год - 165 км за пять часов. Установленные скорости на Сызрано-Вяземской дороге тогда были совсем аховые...



17. А это уже июнь 2010. Станция Узловая. Вечерний развозной час пик. Слева Д1-438 пойдет на Ожерелье, справа Д1-802 - в сторону Ефремова.



18. Д1-438, станция Узловая. Прибыл утренним рейсом из Тулы. Июнь 2010.



19. ЧС7-276 с дневным поездом "Буревестник" на станции Москва-Пассажирская-Казанская. Декабрь 2007. Почему именно на Казанском? С середины 2007 по лето 2008 на головном участке Московско-Нижегородской линии, а именно Москва-Курская - Обираловка велись работы по устройству III главного пути - под ускоренное движение "Спутников" между оными пунктами. Большую сложность для строителей представлял старый путепровод Казанского направления над путями Нижегородского у платформы Чухлинка. Поэтому неоднократно на период строительных работ менялась схема движения и электричек и поездов дальнего следования. Так, в определенные дни массовых "окон" электрички отклонялись по станции Фрязево в сторону Ярославки или, доезжая до Кусково, уходили по соединительной ветви на Перово с прибытием на Казанский вокзал. Поезда дальнего следования не были исключением. Так, дневной "Буревестник" временно перевели на Казанский вокзал. Маршрут следования по Москве был незамысловатый: Казанская-Пассажирская - Перово - Кусково и далее по прямой на Нижний. С приходом сапсановой эпохи дневной "Буревестник" благополучно отошел в лучший мир.

Продолжение следует...

Узловая, вокзал, электрички, Москва, дизель-поезда, РЖД-рутинное

Previous post Next post
Up