Заполицы

Nov 15, 2014 16:41



Если ехать по железной дороге от Москвы в сторону Мурома попадется на пути поезду оcтановочный пункт с ласкающим названием - Заполицы. Он совсем неприметен. На 107-м километре от Москвы стоят две боковые платформы - одна в Москву, с другой уедете на восток - в Черусти. Вокруг шикарная мещерская глушь. До ближайшей деревни, от которой полустанок получил своё название почти километр - по тропинке в лесу. Ну чем не идилия?)
         Теплым летним утром, а может днем или вечером запыленная элеттричка доставит тебя в мир нетронутого безмолвия.

        Сколько человек вместе с тобой ступит на асфальт платформы? Не гадай. Зачастую поезд покинет лишь пара ног, принадлежащая тебе)  Двери с глухим шипением закроются, поезд протрубит победный клич, разносящийся по окрестным лесам на километры и... с ускорением, достойным гоночного автомобиля помчит дальше. Судьба у него такая - гончего пса. Еще долго-долго три хвостовых огонька будут растворяться в дымке, а до ушей доноситься далекий перестук колес.
         Ты один. Еще два часа назад  оставил машину на стоянке у Казанского вокзала. Немного с ленцой покинул благоухающий кожаный уют и, взглянув на часы...упс, опаздываю, ускорил шаг в сторону пригородных платформ.
          Почему на восток, в Мещеру? Да просто это, пожалуй, единственное место в окрестностях Города, которое не подверглось и, надеюсь, еще очень долго не сдастся ангажированности и тщеславию  высоких заборов. Она для избранных.
          На железной дороге воцарилась тишина -до следующего поезда еще минут двадцать, а в небе постоянное оживление - над нами Транссибирская воздушная магистраль. Невооруженным взглядом хорошо видны типы самолетов и даже принадлежность к компании.
Вот маленький ютэйровский туполенок - Ту-134 идет из Внуково на Самару, следом чуть выше зеленый бобик а/к Глобус в начале долгого пути из Домодедово в Новосибирск.
         До 1933 года не было здесь никакого полустанка. Был дремучий-дремучий лес, почти вплотную подступавший к полотну. К слову, раньше и дорога была однопутная. Жители деревеньки Заполицы, чтобы куда-то уехать поездом мотались на подводах к ближайшему разъезду Дороховой (ныне станция Авсюнино), до которого было почти с десяток километров. Писались письма высокому железнодорожному начальству и вот, в 1933 году в целях улучшения жизни и быта трудового крестьянского люда и появился полустанок Заполицы. Рядом с ним выстроили небольшой одноэтажный домик - для служащих при полустанке. Вот он, весь как на ладони с платформы.

      Часть помещения была отдана под жилье железнодорожным служащим. Ну а та часть, что выходит к железной дороге была приспособлена по нужды пассажиров. Здесь был устроен крохотный зал ожидания с билетной кассой.  К вот таким  вокзальчикам на маленьких полустанках и подъезжали подводы с желающими уехать или кого-то встретить. Пассажиров было много и тесный зал ожидания всех не вмещал. Многие коротали время в ожидании редкого поезда на улице - на завалинках или деревянной платформе.


      Видите зеленую дверь слева? Вот она и вела в крохотный зал ожидания. Естественно перед входом висел почтовый ящик - поезда и почта были главными средствами сообщения и связи до прихода шестидесятых годов. Таких вокзальчиков по сети дорог было множество. К одному из таких привез Нюру, героиню Татьяны Дорониной дед Егор в фильме "Три тополя на Плющихе". Припоминаете этот эпизод?
      Иногда при таких крохотных вокзалах работал буфет. Он находился в закутке зала ожидания. Это здорово облегчало жизнь уставшему пассажиру. Вид большого пыхтящего самовара делал вокзальчик куда более уютным и домашним, особенно в ненастье. За темными окнами хлещет дождь и непроглядная мгла сжимает сердце от жалости к тем, кого непогода застала в темных лесах, а здесь тепло и почти домашний уют. Да-да, стандарты советских железнодорожных точек общепита были очень высоки, опять же до наступления шестидесятых.
      Потом пришла электрификация, соседний тракт обзавелся асфальтом. Пригородных поездов стало больше, появились в шатурских лесах первые орды дачников - а они уж точно не были заточены на просиживание в залах ожидания. И вокзальчик прикрыли, оставив лишь окошко билетной кассы да щит с расписанием поездов. Освободившееся помещение конечно же было передано под жилые нужды железнодорожников.
      Уже ушли в прошлое паровые поезда Москва - Черусти, находившиеся в пути по семь часов, электрички в Шатуру и Черусти стали пробегать мимо чуть ли не каждый час. Жители деревеньки Заполицы стали все чаще ездить в райцентр да в Куровское автобусом - автомобильная дорога проходит у самых домов, а до полустанка топать по темному лесу почти километр.

       Раритетная вывеска с названием остановочного пункта. Ей уже почти полвека. Такие вывески стали массово применяться с конца 60-х годов и на Казанском направлении их было превеликое множество. С приходом нового века прикрыли и билетную кассу. Количество пассажиров стало столь ничтожно, что содержать кассира на таком безлюдном полустанке посчитали неэффективным. Кассу прикрыли, оставив  редкому пассажиру для изучения два вывешенных листка с отпечатанным на принтере расписанием.  Теперь дом полностью стал жилым - ни комнаты ожидания, ни кассы.
       Такой вот полустанок есть недалеко от Москвы. Казалось бы обычный, да со своей историей.

Московско-Казанская железная дорога

Previous post Next post
Up