История красок. Часть пятая. Уголь и чернила

Jun 13, 2017 09:13

Как известно, Марко Поло рассказывал о своих путешествиях в Азию в тюрьме, книга была написана с его слов, и даже есть предположения, что тот, кто записывал, приврал кое-где, ибо "не соврешь,- не расскажешь". Трактат Ченнино Ченнини тоже поначалу считался написанным в тюрьме, так-как в конце рукописи было приписано "Стинке". А Стинке , то есть "вонючая", была флорентийской тюрьмой для должников и политзаключенных. Однако нашлись и иные рукописи с таким же текстом, так-что стало ясно , дату 31 июля 1437 года поставил переписчик.




Трактат Ченнини о живописи изучают в Академии Художеств до сих пор. Реставраторам важно знать, как делались краски в давние времена. Ченнини создал учебник для художников своего времени. Вспомним, что и Леонардо давал советы, а его рисунок человека в золотом сечении растиражирован на футболках, сумках, магнитиках и прочая и прочая... Между тем и Ченнини пишет о пропорционировании при рисовании человека вполне дотошно. Это не были тайные знания, доступные только Леонардо, просто он известнее всех.
Ченнини учился у своего отца, а тот учился у Джотто.
Непривычно видеть Мадонну в черном у Джотто, мы привыкли, что на ней покрывало цвета индиго.




Живопись была близка тогда к алхимии, потому что начиналась с приготовления самих красок и рецепты были порой весьма причудливы.
А с другой стороны, незамысловаты, из подручных материалов.

" Верный способ делать чистую прозрачную бумагу. Если тебе понадобится такая бумага и ты найдешь ее в готовом виде, сделай ее следующим образом. Возьми лист козлового пергамента и вели его пергаментщику скоблить так, чтобы он стал тонким и был соскоблен равномерно. Пергамент уже сам по себе будет прозрачным; если же ты захочешь, чтобы он стал еще прозрачнее, смочи его при помощи ваты  хорошим прозрачны льняным маслом; затем дай ему просохнуть в течение нескольких дней, и он будет вполне хорош. "

Черный цвет не всякий художник использует, нас  при обучении живописи заставляли убрать черную акварельную краску и делать черный из других цветов, потому, что тогда он имеет теплый или холодный оттенок, ведь в жизни нет идеального черного.
Количество оттенков на портретах Тициана, когда их рассматриваешь в оригинале , может быть  очень многим.




Зато в графике и предварительном рисунке для живописи черный цвет приветствуется в его идеальном черном виде.
Это уголь. И мы прочтем у Ченнино Ченнини как же его получали художники :

" Прежде чем идти дальше, я хочу тебе показать, каким образом делаются угли для рисования .Возьми несколько ивовых палочек, сухих и тонких, нарежь их длиною в ладонь, или, если хочешь, в четыре пальца. Затем расколи эти палочки и свяжи в пачки, как связки спичек, но раньше обстрогай и очини с обоих концов, как у веретена. Затем каждый пучочек в трёх местах (в середине и у обоих концов) свяжи тонкой медной или железной проволокой. Потом возьми новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку замажь её глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу (т.е., когда перестанет печь хлеб), поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны."



Другим важным материалом были чернила, не сразу был найден идеальный рецепт чернил, особенно важно это стало в эпоху книгопечатания.
Хороший черный цвет можно было получить из ламповой сажи, другой вид чернил готовили осенью осы. Самка осы создает необычные гнезда в молодых и мягких почках дуба. Дерево реагирует на вторжение, отчего вокруг осиных дыр возникают маленькие похожие на орехи наросты. Именно из них изготавливали очень насыщенную черную краску. Она имела широкое хождение по всей Европе, по крайней мере со Средневековья, а ее рецепт европейцы , возможно, заимствовали у арабов, которые использовали эти орешки для создания чернил, краски для одежды и некоторых видов туши. Они содержат танин - сильно вяжущее, кислое вещество, которое содержится во многих растениях, но редко в такой концентрированной форме, как в чернильных орешках, - и могут быть заменены чайными листьями.

Если вы закажете в Британской библиотеке книгу, которой уже три сотни лет, то можете быть совершенно уверены: чернила там до сих пор достаточно черны, чтобы ее можно было прочесть. Однако этого не знал первый издатель печатных книг, и когда в 1450 годах немец Иоганн Гутенберг изобрел движущийся печатный пресс, он столкнулся с серьезной проблемой: его первые пробные чернила выцвели и стали коричневыми, хотя он и использовал лучшие из доступных сортов. Не было смысла печатать в массовом порядке книги, которые невозможно прочитать, и Гутенберг понял, что если он собирается изменить мир, то ему первым делом придется изобрести подходящие чернила. И первопечатнику повезло. Несколькими годами ранее фламандский художник Ян ван Эйк стал использовать в качестве связующего вещества для красок масло вместо яиц. Изобретатель печатного пресса обнаружил, что вполне можно использовать ту же технологию и для создания масляных чернил - оставалось лишь использовать различные комбинации скипидара, масел из льняного семени и грецкого ореха, смолы, ламповой сажи и камеди, дабы найти нужное сочетание. Окончательный рецепт чернил, использованных в Библии Гутенберга , утрачен, но мы знаем, что ее первые читатели были искренне восхищены тем, насколько черным был печатным текст.



Льняное масло было почти совершенным связующим материалом, однако перед использованием его приходилось специально обрабатывать. "Руководство по печатным чернилам", опубликованное в 1961 году, дает замечательный образ печатника 17 века, которому приходилось вместе с подмастерьями тратить целый день на пополнение запасов чернил. Первым делом следовало выйти за город и за пределами городских стен установить огромные горшки для разогревания масла. Когда оно закипало, клейкое вещество отделялось, и подмастерья должны были собирать его, бросая хлеб в чаны. Запах, наверное, стоял, как у нерадивой хозяйки на кухне. Процесс отнимал часы, так что мастер традиционно должен был давать подмастерьям фляги со шнапсом; промочив горло, они закусывали поджаренным хлебом. Ламповая сажа и другие ингредиенты добавлялись в смесь на следующий день, когда " остывали и масло, и головы".

Цветная жизнь

Previous post Next post
Up