Волго-Дон 1956 года в цвете

Aug 30, 2014 10:06

Оригинал взят у vnu4ka в Набор открыток "Волго-Дон", 1956 г. и наши фотографии входа в канал и памятника Ленину

Недавно мы купили в букинистическом магазине занятный набор открыток "Волго-Дон", Изогиз, 1956 г. Хочу его показать, а в конце добавлю наши фотографии - мы проходили мимо входа в канал по дороге из Волгограда, видели арку шлюза № 1 и памятник Ленину.

Итак, обложка набора:



Немного истории Волго-Донского судоходного канала из путеводителя "Волга, Кама, Ока, Дон", Москва, "Речной транспорт", 1955 (весь путеводитель тут):

"В воскресенье 27 июля 1952 г. советский народ отпраздновал открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.

Было завершено соединение пяти морей европейской части СССР в единую водную транспортную систему. От северных вод до субтропиков через всю страну пролегла величайшая в мире судоходная трасса, связавшая крупнейшие экономические районы страны. Москва стала портом пяти морей.

Для осуществления вековой народной мечты о соединении Волги и Дона были выполнены грандиозные работы.

За короткий срок строители прорыли через междуречье судоходный канал длиной в 101 километр с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водоспусками, 2 аварийно-ремонтными заградительными воротами, 8 мостами, 3 паромными переправами, 10 пристанями и остановочными пунктами, механизированным портом в Калаче и приканальной автомобильной дорогой, соединяющей Сталинград с Калачом.

На Дону, в районе станицы Цимлянской, был построен гидроузел. Земляная часть его плотины протянулась почти на 13 километров, а бетонная - почти на 500 метров. Гидростанция, два шлюза, аванпорт, головное ирригационное сооружение, а также железнодорожные и шоссейные мосты были созданы одновременно с плотиной.

При сооружении судоходного канала и Цимлянского гидроузла объем земляных работ (выемок и насыпей) превысил 152 миллиона кубометров. Железобетонные и бетонные работы составили почти 3 миллиона кубометров.

Во время плавания от Сталинграда до Ростова-на-Дону нам предстоит увидеть результаты этих работ. Мы ознакомимся со всеми основными сооружениями судоходного канала и Цимлянского гидроузла".

А теперь открытки и потом наши фотографии:

1. Сталинград. Набережная Волги.



2. Волго-Дон. Волжский маяк. 3. Волго-Дон. Дизель-электроход "Узбекистан" в шлюзе № 1




4. Волго-Дон. Дизель-электроход "Казахстан" в пути



5. Волго-Дон. Шлюз № 9.



6. Волго-Дон. Карповское водохранилище.



7. Волго-Дон. Поселок Пятиморский.



8. Волго-Дон. Шлюз № 13



9. Волго-Дон. Шлюз № 15.



10. Ростов-на-Дону. Набережная Дона и речной вокзал.



Мы проходили мимо входа в Волго-Донской канал, видели его довольно хорошо. Слева - ворота, которые мы видели на открытке № 3, а справа - маяк с открытки № 2. На стене маяка надпись: "Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918-1919) - Сталинград (1942-1943)" (мы ее конечно не разглядели, я списала из вышеупомянутого путеводителя).



Арка шлюза покрупнее. Надпись сверху - "Слава Великому Ленину".



До Ленина тут, кстати, рукой подать. У входа в канал стоит самый большой в мире памятник Ленину. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Скульптурная часть памятника выполнена из монолитного железобетона, а железобетонный постамент облицован гранитными блоками.



памятник покрупнее



Памятник Ленину был открыт 20 апреля 1973 года. Автор памятника - скульптор Е.В. Вучетич. А вот постамент гораздо старше, чем памятник, т.к. до Ленина там стоял памятник Сталину. Он был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала - 27 июля 1952, автором его также был Е.В. Вучетич. Памятник Сталину был выполнен из уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу; высота скульптуры составляла 24 метра. (вся информация и фото отсюда и из Википедии) .



Памятник Сталину был снят в 1961 году в процессе десталинизации. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор предложил всё сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чемушкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост.

Новый, окончательный проект Ленина появился лишь в 1969 году, и через 12 лет постамент перестал пустовать, там установили новый памятник, тот, который и стоит сейчас.

Речной транспорт, Открытки, Царицын, 1950-е, СССР в фото, Корабли, Ростовская область

Previous post Next post
Up