Недавно мы купили в букинистическом магазине занятный набор открыток "Волго-Дон", Изогиз, 1956 г. Хочу его показать, а в конце добавлю наши фотографии - мы проходили мимо входа в канал по дороге из Волгограда, видели арку шлюза № 1 и памятник Ленину.
Итак, обложка набора:
Немного истории Волго-Донского судоходного канала из путеводителя "Волга, Кама, Ока, Дон", Москва, "Речной транспорт", 1955 (весь путеводитель
тут):
"В воскресенье 27 июля 1952 г. советский народ отпраздновал открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.
Было завершено соединение пяти морей европейской части СССР в единую водную транспортную систему. От северных вод до субтропиков через всю страну пролегла величайшая в мире судоходная трасса, связавшая крупнейшие экономические районы страны. Москва стала портом пяти морей.
Для осуществления вековой народной мечты о соединении Волги и Дона были выполнены грандиозные работы.
За короткий срок строители прорыли через междуречье судоходный канал длиной в 101 километр с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водоспусками, 2 аварийно-ремонтными заградительными воротами, 8 мостами, 3 паромными переправами, 10 пристанями и остановочными пунктами, механизированным портом в Калаче и приканальной автомобильной дорогой, соединяющей Сталинград с Калачом.
На Дону, в районе станицы Цимлянской, был построен гидроузел. Земляная часть его плотины протянулась почти на 13 километров, а бетонная - почти на 500 метров. Гидростанция, два шлюза, аванпорт, головное ирригационное сооружение, а также железнодорожные и шоссейные мосты были созданы одновременно с плотиной.
При сооружении судоходного канала и Цимлянского гидроузла объем земляных работ (выемок и насыпей) превысил 152 миллиона кубометров. Железобетонные и бетонные работы составили почти 3 миллиона кубометров.
Во время плавания от Сталинграда до Ростова-на-Дону нам предстоит увидеть результаты этих работ. Мы ознакомимся со всеми основными сооружениями судоходного канала и Цимлянского гидроузла".
А теперь открытки и потом наши фотографии:
1. Сталинград. Набережная Волги.
2. Волго-Дон. Волжский маяк. 3. Волго-Дон. Дизель-электроход "Узбекистан" в шлюзе № 1
4. Волго-Дон. Дизель-электроход "Казахстан" в пути
5. Волго-Дон. Шлюз № 9.
6. Волго-Дон. Карповское водохранилище.
7. Волго-Дон. Поселок Пятиморский.
8. Волго-Дон. Шлюз № 13
9. Волго-Дон. Шлюз № 15.
10. Ростов-на-Дону. Набережная Дона и речной вокзал.
Мы проходили мимо входа в Волго-Донской канал, видели его довольно хорошо. Слева - ворота, которые мы видели на открытке № 3, а справа - маяк с открытки № 2. На стене маяка надпись: "Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918-1919) - Сталинград (1942-1943)" (мы ее конечно не разглядели, я списала из вышеупомянутого путеводителя).
Арка шлюза покрупнее. Надпись сверху - "Слава Великому Ленину".
До Ленина тут, кстати, рукой подать. У входа в канал стоит самый большой в мире памятник Ленину. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Скульптурная часть памятника выполнена из монолитного железобетона, а железобетонный постамент облицован гранитными блоками.
памятник покрупнее
Памятник Ленину был открыт 20 апреля 1973 года. Автор памятника - скульптор Е.В. Вучетич. А вот постамент гораздо старше, чем памятник, т.к. до Ленина там стоял памятник Сталину. Он был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала - 27 июля 1952, автором его также был Е.В. Вучетич. Памятник Сталину был выполнен из уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу; высота скульптуры составляла 24 метра. (вся информация и фото
отсюда и из Википедии) .
Памятник Сталину был снят в 1961 году в процессе десталинизации. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор предложил всё сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чемушкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост.
Новый, окончательный проект Ленина появился лишь в 1969 году, и через 12 лет постамент перестал пустовать, там установили новый памятник, тот, который и стоит сейчас.