May 19, 2009 14:01
Взрослые - как дети, в каждом из нас живёт ребёнок, поэтому для убедительности часто достаточно просто и доступно показать что-то. А если это будет ещё и интерактивно, то вообще здорово. :)
Что я и попробую сделать, говоря об ответственности. :)
Представьте себе, что у меня есть цель. Сделать так, чтобы вы представили себе чистое синее небо, восхитительной красоты облака на нём и невероятно насыщенную всеми семью цветами радугу где-то на заднем плане. И я для этой цели, предположим, что-то вам пишу, говорю, показываю, рассказываю. То есть передаю вам какую-то информацию. Вы эту информацию воспринимаете в таком случае и как-то на неё реагируете. И если я правильно попрошу вас представить себе чистое синее небо, восхитительные облака и прекрасную радугу, то вы это скорее всего проделаете. Таким образом я получу результат. Достигну поставленной цели.
Конечно же, это всем понятно, а как быть, если я хочу, чтобы вы представили себе этот пейзаж, а вы представляете себе...ну, например, образ какого-то приятного человека? Тоже хороший образ, только не имеющий чего-то общего с тем, чего хочу я. В таком случае получается, что вы представили себе не то, чего я от вас ожидал...
И вот какой вопрос мне кажется интересным: если такое случилось, то есть я ожидал от вас одной реакции, а вы сделали нечто другое... то кто несёт ответственность за то, что случилось? Упрощённо говоря, ответственность за понимание лежит на объясняющем или на понимающем? :)
Если перевести этот вопрос из философской области в область эффективности, мне кажется, ответственность лежит на 100 процентов на объясняющем. То есть в данном воображаемом случае я - инициатор процесса, который достигает определённую цель, а следовательно... только я отвечаю за то, будет ли цель достигнута.
И это можно применить к любым системам, будь то "человек-человек", будь то "человек-масса", будь то "организация - масса". Если "принимающая сторона", то есть человек или группа людей, не реагирует так, как инициатор процесса хочет, то либо инициатор хочет чего-то нереального, либо он делает что-то совершенно не то и ему срочно требуется изменить своё поведение. Сделать что-то более эффективное, полезное, достигнув таки желаемого результата.
Говоря ещё более простыми и человеческими словами: если вы хотите, чтобы кто-то представил себе яблоко, а он упорно представляет себе апельсин, то ответственность не не нём, а на вас. И именно вам следует подумать, как изменить собственные действия. Может быть, например, ваш любимый фрукт - яблоко, и вы просите человека представить себе любимый фрукт, а у него это - апельсин? :)
Этот принцип очень простой. И его можно даже сформулировать в десятки раз короче. Зато он может быть применён к совершенно любой ситуации и вы наверняка сможете извлечь для себя из этого текста что-то благоприятное и полезное. :)