Послушание, о котором Вы пишете в этих главах, - очень непростая вещь. Судя по святоотеческой литературе, оно может быть и слепым, и зрячим, может быть и духовному старцу, которого ты сам выбрал, и полному самодуру. Причем, во всех случаях послушание может оказаться как духовно полезным, так и принести большой вред
( ... )
Это все язычество, увы-увы. Поставьте на место старца Христа. Он бы стал так поступать с послушником? То-то и оно. Эти техники - языческие и они дают свои плоды - прозорливость, чудотворения, но от бесов.
Если речь идет о послушании откровенному дурному старцу, то он и не рассматривается как образ Христа. Послушание ему - не легкое иго Христово, а добровольно принимаемый тяжкий крест.
Насчет Вашего последнего утверждения, Вы можете привести примеры язычников, у которых была бы подобная практика?
Да, конечно. У буддистов такое есть. Более того, их "старцы" (они, правда, у них не так называются) обладают намного большей харизмой, чем наши православные. Например, как мне рассказывали, они могут на приличном расстоянии давать советы, непосредственно влагая их в ум вопрошающему. Там много всякой мистики и чудес. Есть система благословений, лекции, уроки медитаций и т.п. Большое количество учителей
( ... )
Кто все это прошел, ничего вам не скажет, да и вряд ли он будет в интернете сидеть. Я же сужу со стороны и могу быть неправ. Для меня чудо Евангелия заключается в том, что Христа можно встретить и без монастыря, послушаний и много чего другого, о чем пишут в книжках. По большому счету все эти ужасы совершенно не нужны, чтобы встретиться со Христом.
В монастыре всех этих женщин шантажировали монашеством, чтобы они годами бесплатно работали. Но разве не написано, что Дух Божий дышет, где хочет? Почему духовники отправляли этих женщин (даже с детьми!) в этот ужасный колхоз? Человек может молиться в любом месте и в любое время. Зачем ждать монашества, когда можно молиться и быть христианином уже сейчас? Хочешь служить Христу? Пойди и сделай добро своему ближнему, не медля ни минуты! Сейчас у человека все под рукой - храмы в шаговой доступности, бедные, нищие, безработные почти повсюду. Умные книжки о том, как молиться и исполнять заповеди, почти даром в магазинах лежат.
Понимаете, это все не то. Те старцы, которых вы поминаетп, все же не учили откровенно худому, хотя и имели нрав не простой или какое-то незначительное заблуждение. Они не учили доносительству, лицемерию, лизоблюдству, и т.д. Если и можно провести какие-то аналогии с этими историями, то в контексте внешнего и внутреннего послушания, т.е. если эти сестры были в силах нести повиг внешнего послушания такой гневливой и самодурной игумении без ропота, но с рассуждением, чтоб не причинить вреда другим сестрам, не доносительствовать, не ставить им подножки в их духовной жизни не доводить до отчаяния и уныния от непосильных трудов, то это похвально. Но, судя по плодам, по этому рассказу, таких было мало, кто мог пройти через этот монастырь, не повредившись духовно. Если человек, пришедший в монастырь, через некоторое время становится хуже, чем он был до монастыря, то это не для него, ему нужно искать другой монастырь, где бы он мог видеть хоть какие-то положительные примеры. Не все же сильные духом, есть и немощные, которые постепенно
( ... )
Согласен - это разные вещи. Духовный богатырь, наверное, мог бы в такой ситуации просто сносить унижения и труды, при этом не делая никому зла. Но это был бы подвиг, может быть, и повыше тем, что описываются в житиях святых.
Reply
Reply
Насчет Вашего последнего утверждения, Вы можете привести примеры язычников, у которых была бы подобная практика?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
одним словом любители мазохизма и те и другие
Reply
Спустя столько лет кто-то прочитал этот комментарий, интересно
Reply
Leave a comment