Кургинян и сдача Славянска

Jul 09, 2014 00:27

Посольку Кургинян несколько сбавил накал и начал "спокойно рассуждать", попробуем оценить убедительность аргументации. В военно-прикладном, понятно, аспекте. На примере вот этой пресс-конференции.

image Click to view



Кургинян выстраивает некую логическую конструкцию. Дескать, отход из города может быть оправдан в случае массированного удара, да и то, более осмысленной в этом случае будет именно оборона в городе, поскольку там пропадают преимущества бронетехники, да и пехоте приходится несладко. И он спрашивает, а где этот удар? Или где то мегасобытие, которое послужило толчком к столь спешному отходу.

И всё это абсолютно верно, если мы рассматриваем сценарий удара украинской армии по городу. Но... удара не было. Не было его три месяца. И не было бы, возможно, ещё столько же. Потому что укрские генералы или их иностранные советники не дураки. И, как бы того не хотелось, не стали выбирать тактику самоубийства. Они выбрали другую тактику - тактику удушения и именно в рамках неё надо рассматривать ситуацию и действия Стрелкова в ней.

Дело в том, что Славянск оказался в окружении. И этим, казалось бы, уже почти всё сказано. Однако для многих, как можно увидеть, окружение - это такая непостижимая загадка, что придётся разжёвывать. Возвращаясь к вопросу о том, что послужило главным толчком к отходу, такой толчок всё же был и это, скорее всего, взятие Николаевки. Да, вот так вот просто, без адских танковых прорывов, смыкания клиньев механизированных бригад, ударов Томагавками и тому подобных шоу-эффектов. После длительной подготовки и тяжёлых боёв Николаевка была окружена и взята ВСУ. Последний канал снабжения Славянска оказался перекрыт.

Тут некоторые спросят: и что, после этого Славянск оказался совсем-совсем блокирован? Нет. У украинцев нет ни стального купола, чтобы накрыть им город, ни даже танковых или пехотных дивизий, чтобы полностью закрыть всё, но это и не нужно. Просто надёжных, устойчивых, охраняемых и непростреливаемых каналов снабжения не осталось. Проще говоря, Славянск оказался блокирован ровно настолько, насколько нужно для того, чтобы поставки боеприпасов, провизии и горючего стали совсем или почти совсем невозможны. В условиях отсутствия перечисленного, оборона будет стремительно ослабевать, вплоть до полной потери способности к сопротивлению.

И с этого момента начался обратный отсчёт до момента, когда силы обороны иссякнут. Это не часы и не дни. Это недели, может быть, месяц, в зависимости от тяжести боёв. Но длительная оборона в окружении невозможна. Если бы был шанс, что за это время будет подготовлен деблокирующий удар, был бы смысл держаться дальше. Но этот шанс не вырисовывался даже на горизонте, а значит не было дальнейшего смысла рисковать гарнизоном. И тут надо понимать, что если сегодня удалось вырваться с относительно небольшими потерями и вывести даже часть мирных жителей, то завтра кольцо окружения могло усилиться и выход мог бы стоить уже 80-90% потерь.

В этом плане тащить к телекамерам простых солдат, которые сообщат, что никаких изменений оперативной обстановки в момент перед исходом, не произошло - полная глупость. А что они должны были заметить? Что небо потемнело и заиграла тревожная музыка? Понять что-то об этом можно только глядя на карту и читая разведсводки. Зная, что где-то за десять километров, к примеру, небольшая моторизованная группа окопалась возле дороги. А ещё где-то три танка и сорок человек вошли в деревню и установили блок-пост.  Желательно при этом иметь военное образование и боевой опыт. Потому, что изменения происходят постепенно и переход между "ещё рано" и "уже поздно" может быть совсем незаметным. Кургинян спрашивает, что случилось нового, после чего произошёл исход. Это очень хороший вопрос, разумный. И тем важнее понять правильный на него ответ. Если речь идёт о боксе, то часто можно увидеть нокаутирующий удар, или ряд удачных ударов, после которых способность к сопротивлению резко падает. Но если речь идёт о постепенном удушении, тот там нет нового и нет старого. Просто кислорода в какой-то момент перестаёт хватать. К счастью Стрелков этого момента дожидаться не стал.

Война, зачастую, это не бокс, а что-то отдалённо напоминающее шахматы, где на исход партии влияют небольшие изменения расстановки фигур, а позиционный тупик за десять ходов может рассмотреть только гроссмейстер. Впрочем, в ситуации со Славянском гроссмейстером быть не обязательно, всё достаточно прозрачно.

Кургинян спрашивает: где то воздействие, которое заставило обороняющуюся систему так отреагировать? Ну а кто сказал, что речь идёт о ситуационном реагировании? Кто сказал, что воевать надо спинномозговыми рефлексами, а не осуществлять некую стратегию? Внезапность исхода не означает ситуативности. Внезапность в данном случае является запланированным элементом спецоперации, а иначе её и невозможно осуществить настолько успешно. С внезапностью, секретностью и скрытностью передвижений практически всё удалось.

Несколько сложнее дело обстоит с оставлением Краматорска, Дружковки, Константиновки, Артёмовска. Не могу похвастать тем, что разглядывал карту этих городов столь же долго и пристально, как Стрелков. Но на мой поверхностный взгляд, каждый из этих городов просто становился бы следующим Славянском, только выйти так удачно уже бы не удалось да и оборонительные позиции там менее удобны, чем в Славянске.

Политическую, конспирологическую, аналитическую и прочие части пресс-конференции пока оставляю без комментариев. Думаю, для поспешных выводов рановато.

гражданская война на Украине, Кургинян

Previous post Next post
Up