Белоказачья пропаганда в школах или откуда берутся факты

Mar 13, 2020 15:33




Пришел ответ на запрос по поводу белоказачьей пропаганды в 14 Темрюкской школе, на сей раз из Управления образованием Темрюкского района. Из него читатель узнает откуда, по мнению руководителя этого ведомства, берутся исторические факты, а также сможет ознакомиться с небольшим исследованием источников, на которые опирались авторы стендов, рекомендованных министерством образования.

Краткая предыстория. Два месяца назад в группе Егора Иванова, я увидел фотографии школьных стендов, представляющих из себя концентрированную пропаганду, которой, на мой взгляд, в школе не место. Были написаны запросы и получены ответы. Первым отметилось Министерство образования и молодежной политики, которое пообещало разобраться в вопросе и актуализировать стенды. Теперь же отметилось Управления образованием, которое, судя по характеру ответа, хотела поставить жирную точку над i. Посмотрим, насколько это получилось.



Из текста ответа можно выделить следующие тезисы:

- Плакаты "Кубанское казачье войско. Поминовения" - это учебные пособия, рекомендованные министерством образования, науки и молодежной политики, а их автором является профессор(!) кафедры истории России Кубанского государственного университета, член Совета при президенте РФ(!) по делам казачества. По ним проводятся занятия по курсу "История казачества России. 10-11 классы" для классов и групп казачьей направленности, созданных для патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников.
- Управление образованием способно самостоятельно устанавливать факты нарушения законодательства, на основании данного анализа было установлено, что информация со стендов не приводит к ненависти и розни в обществе, т.к. является "историческим фактом".
- В качестве подтверждения тезиса о 940 жертвах "Троицкого восстания", приводится выдержка из книги "Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области" за авторством А.К. Басханова, М.К. Басханова и Н.Д. Егорова.
- Информацию со стендов необходимо знать каждому школьнику для того, чтобы в будущем стать патриотом Кубани и научиться прослеживать историческую взаимосвязь между событиями прошлого и настоящего.

Из всего вышесказанного больше всего меня заинтересовала книга братьев Басхановых, как единственный названный источник. Возможно она прольет свет на то, как плакаты на которых говорится исключительно о зверствах большевиков (без объяснения причин, исторического контекста и последствий) поможет юным патриотам Кубани воспитываться духовно-нравственными патриотами России, являющейся правопреемницей СССР, построенного теми самыми большевиками. К большому сожалению, найти книгу в электронном виде не удалось, однако на портале Кубанского казачьего войска нашелся интересующий нас отрывок, посвященный Троицкому восстанию(текст под катом):



В мае 1918 года Добровольческая армия генерала А.И. Деникина выступила во второй «кубанский поход», стремясь очистить от большевиков всю Кубань и создать стратегическую базу на юге России для последующего похода на Москву. С приближением Добровольческой армии к территории Кубанского края в станицах Лабинского отдела вспыхивает восстание казаков. Это восстание, как писал в своих мемуарах "Очерки русской смуты" генерал Деникин, сильно облегчило Добровольческой армии задачу овладения железнодорожной веткой Кавказская-Армавир. Однако добровольцы не смогли быстро пробиться навстречу восставшим казакам, и в результате повстанцы вновь были разгромлены превосходящими силами красных.

В станице Чамлыкской главным организатором борьбы стал подхорунжий Комаревцев - человек, обладавший большими организаторскими способностями. Ему удалось в короткий срок сплотить казаков в боеспособные отряды. В восстании приняла участие практически вся станица, за исключением иногороднего населения. О самом восстании и его подавлении сохранились редкие документальные свидетельства - воспоминания участника тех событий, казака станицы Чамлыкской Захара Кобазева.

Он писал: "По стратегическим соображениям руководителей восстания роли станиц были распределены так: наша станица, Владимирская и Константиновская должны были подступить к Лабинской и овладеть ею совместно с восставшими казаками станицы Лабинской.

Причины, побуждавшие руководителей восстания овладеть сперва этой станицей, были те, что там имелись арсеналы, около двадцати пулеметов, находившиеся в распоряжении местного гарнизона, и пушки неизвестной мне батареи. Предполагалось по овладении станицей Лабинской развивать наступление в двух направлениях - на Курганную и на Армавир.

Задача станицы Вознесенской была: обезоружить местный гарнизон, быстрым маршем овладеть станицей Чамлыкской. Здесь подождать сообщения из Лабинской и, получив подкрепление из станицы Родниковской, взять направление на город Армавир, где по дороге должны были присоединиться казаки станицы Упорной, которые к тому времени обязались обезоружить местный гарнизон.

Таким образом, в случае удачного исхода выступления, центр боевых действий был бы под Армавиром, а в случае неудачи - было бы свободное отступление через станицы Владимирскую и Зассовскую в горы, где, по слухам, были уже мелкие антибольшевистские отряды.

За два дня до восстания в нашем доме было совещание, на котором присутствовал и организатор нашей станицы подхорунжий Комаревцев и с ним казак неизвестной мне станицы. Я неожиданно вошел в комнату и уловил слова подхорунжего Комаревцева - "Лабинская послезавтра будет наша"... Очевидно, он говорил много и был взволнован. На лицах присутствующих я заметил отражение чего-то печального. Возможно, что неизвестный мне казак привез неблагоприятные вести, или, быть может, предстоящая борьба накладывала угрюмость на лица... Мое появление в комнате прервало речь говорившего, а отец, подойдя ко мне, сказал: "Пойди, погуляй, а что видел здесь - никому ни слова".

Совещание затянулось до двух часов ночи. Когда участники его расходились, я уловил слова: "Завтра вечером, Жильцов сад".

Жильцов сад находился между двух балок, верстах в пяти на север от станицы. Он и был сборным пунктом казаков нашей станицы.

Накануне праздника Святой Троицы казаки выступили в одиночку, незаметно, к сборному пункту. К десяти часам все собрались. Ждать дальше было нечего. Казаки помолились Богу и тронулись в поход.

Обойдя свою родную станицу с северо-западной стороны, перейдя через реку Чамлык, взяли направление на станицу Лабинскую и к часу ночи уже были у цели. Связавшись с казаками станицы Владимирской, не дождавшись казаков станицы Константиновской и не получив условного сигнала из Лабинской, восставшие казаки очутились в безвыходном положении. Возвращаться назад было нельзя, а посему решили действовать сами. Наступление повели двумя направлениями: в направлении вокзала - чамлычане и с юго-восточной стороны - владимирцы.

К четырем часа утра казаки этих двух станиц ворвались в станицу Лабинскую, захватили пушки, но вывезти их было нечем, а ожидаемой помощи со стороны казаков станицы Лабинской не оказалось. Двум станицам было не под силу справиться с гарнизоном Лабинской, численностью в семь тысяч человек, вооруженных до зубов. Казаки дрались храбро, хотя и были слабо вооружены, расстреляли все патроны, но оружейные склады захватить не могли. И когда с окон двухэтажных домов начали бить из пулеметов по казакам, последние вынуждены были отступить. Большевистская конница врезалась клином на стыке между владимирцами и чамлычанами, разделив их, и отрезала путь отступления в горы, принудив чамлычан отступить в чистое поле. Здесь были первые жертвы восставших казаков. Среди них был и организатор восстания подхорунжий Комаревцев, зарубивший перед этим трех красноармейцев.

С этого момента и нужно считать, что восстание захлестнулось. Так как руководства уже не было, казаки расходились то партиями, то в одиночку. Шли в свою родную станицу, утешая себя мыслью, что не все еще потеряно. Думали: вознесенцы, вероятно, выполнили свою задачу. Подойдут урупцы.

Удержаться не надеялись, но думали, что совместными силами смогут пробить себе дорогу в горы. Увы, вознесенцы "воздержались", а урупцы на помощь не пришли. Сил же самих чамлычан справиться с гарнизоном было недостаточно. Скрылись восставшие в небольшом лесу, рассчитывая пересидеть там день, а ночью пробраться в горы.

Представители советской власти немедленно приняли меры. Вызвали на помощь гарнизон станицы Вознесенской, который густыми цепями, в три ряда, прошел через лес и переловил всех казаков, находившихся там. Некоторых расстреляли тут же, на месте. Некоторых посадили в подвал при местном гарнизоне, где потом их судил военный трибунал.

Казаки, принимавшие активное или косвенное участие в восстании, все были присуждены к смертной казни. Ужас и страх и теперь вспоминать то, что я видел. Я видел, как разнузданная банда красноармейцев вершила свою кровавую расправу над нашими отцами и братьями. Сотнями выводили связанных из подвала и на глазах их родных практиковались в штыковых ударах. Особенно выделялся своей кровожадностью и умением мучить беззащитных казаков подлец и предатель Николай Лаптев (к нашему стыду и несчастью - казак станицы Вознесенской). Он вершил свое кровавое дело, заставляя свою жертву выговаривать его имя и отчество, и только после этого предавал жертву смерти. Но это не все. Подлец Лаптев в пьяном виде разъезжал по станице верхом с обнаженной шашкой и ловил новые жертвы. И над моей юношеской головой заблестела его шашка, но сбежавшиеся на мой крик казачки отвлекли его внимание. Я видел, как по стальному клинку его шашки спускалась капля за каплей казачья кровь палачу на руку. Окровавлены были его руки, и эта кровь звала к мщению. Я видел, как старушки-матери и молодые казачки-жены день и ночь сидели у двора председателя станичного совета (тоже казака М. Сапрыкина) и со слезами на глазах просили о милости для своих близких. Но председатель был неумолим, и кровавая расправа продолжалась.

За неполных три дня девятьсот сорок человек в расцвете своих молодых сил были казнены".

Перед нами - свидетельства казака, бывшего в то время мальчишкой, но сколько ненависти к палачам, к разорителям его родной станицы, сколько боли и горечи в его словах. Какие же чувства переполняли души взрослых, оставшихся в живых казаков, - можно только представить. Известно только, что в гражданскую войну станица Чамлыкская дала в состав Лабинской казачьей бригады не одну сотню казаков, о действиях которых высоко отзывался командующий Кавказской армией белых генерал П.Н. Врангель, которого после освобождения Кубани от большевиков казаки Чамлыкской выбрали своим почетным казаком.

Восстание казаков Лабинского отдела нашло свое отражение еще в одном интересном свидетельстве - в статье И. Тищенко "Дорогие Вознесенцы!".

Тищенко писал: "Под руководством есаула Солодского (убит потом при взятии Ставрополя в должности командира 1-го Лабинского казачьего полка, в чине полковника) началась подготовка к свержению советской власти, в которой вознесенцы приняли горячее участие. 5 июня 1918 года восстали станицы Упорная, Лабинская, Владимирская, Зассовская, Чамлыкская и др. В этом восстании вознесенцы не приняли участия только потому, что поздно было получено распоряжение о выступлении. Была ли это ошибка со стороны руководителей, или предательство (тогда об этом усиленно говорили), установить не пришлось.

Это восстание, к глубокому нашему горю, успеха не имело, и красные победители казакам отплатили морем крови. Особенно пострадали станицы Упорная, Лабинская, Зассовская, Владимирская и Чамлыкская, где казачье население, главным образом старики (молодые были в армии), были уничтожены.

Например, в станице Упорной в своей квартире палачи расстреляли даже офицера в отставке, совершенно слепого на оба глаза, Маймулина, а на улице расстреляли юношу, воспитанника Кубанского реального училища, тоже Маймулина.

После этого неудавшегося свержения новой власти вознесенцы не опустили рук и не пали духом. С твердой верой в свою правоту и надеясь только на самих себя, снова и с большей энергией начали готовиться к новому восстанию против оккупантов нашей станицы. В первых числах сентября 1918 года, когда казаками и добровольцами был взят Армавир, большевики мобилизовали буквально все мужское население и отправили на фронт. Большинство мобилизованных казаков сгруппировалось вокруг своих офицеров - сотника Т. С. Вакуленко и хорунжего М. Я. Звягина, и эта часть (так называемый Вознесенский отряд) была расположена на хуторе Синюха.

Как только стало известно о занятии казаками станицы Урупской, вознесенцы снова воспряли духом. Уничтожив в своем отряде политруков, политкомов, они бросились освобождать родную станицу.

Большого труда не стоило выгнать из станицы большевиков, но трудно было ее удержать, так как станица была окружена со всех четырех сторон красными. Пришлось ее снова оставить, и с большим трудом и риском для жизни почти все мужское население ушло за Кубань.

При взятии станицы был захвачен комиссар А.И. Гурский, к глубокому нашему стыду, казак нашей станицы. За его предательство, за его участие в казни почти ста человек казаков станицы Упорной он заплатил головой.

Во время гражданских похорон комиссара Гурского и других большевиков новый комиссар Федот Снегуров и его подручные на гробах, покрытых кумачом, рубили головы нашим отцам и братьям. В этот день было казнено 90 человек, включая и священника отца А. Ивлева, а тела сброшены в одну могилу.

После окончательного освобождения станицы 4 октября 1918 года 1-м Уманским казачьим полком (под командой полковника Остроухова), батальоном пластунов, самими вознесенцами, мы приступили к разборке могилы, куда были брошены казненные 11 сентября. Положение трупов показало, что большинство было погребено полуживыми".

Читая воспоминания очевидцев, невольно задаешься вопросом: ради чего, во имя каких целей был нарушен вековой уклад жизни сильного, умного и трудолюбивого народа? И могут ли оправдать великие, пусть даже самые блестящие идеи геноцид целого народа? Многие из этих идей, родившись вдали от России, в тиши уютных кабинетов, сразу были обречены на популярность, поскольку в простой, азбучной форме объясняли причины бедности, страданий и несчастий. Эти же идеи разделили людей на друзей и врагов, введя в оборот понятие классовой борьбы, ставшей необходимым условием построения "светлого будущего, "города-солнца".

Из книги: А.К.Басханов, М.К.Басханов, Н.Д.Егоров «Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области», Никосия, 1996.

На основании отрывка, можно сделать следующие выводы:

- Одно из двух свидетельств, использованных в отрывке - это воспоминания казака Захара Кобазева, который на момент описываемых событий был ребенком, из которого мы узнаем, что целью Троицкого восстания была помощь добровольческой армии Деникина в ходе боев с большевиками на Кубани. Восставшие казаки планировали свержение советской власти в ряда станиц, захват армейских складов с целью овладения пулеметами и артиллерией, с последующим выдвижением на Армавир для ведения дальнейших боевых действий.
- Восстание захлебнулось в первый же день по причине плохой организации и несогласованности действий. В ответ на действия бунтовщиков большевики выслали гарнизонные части, для поиска бежавших после боя казаков. Некоторая(?) их часть была расстреляна на месте, остальных, вопреки информации из официального ответа и школьных стендов, судил военный трибунал, по решению которого участники восстания были казнены. О казнях без суда и следствия речь не идет.
- Цифра в 940 казненных, вынесенная на стенды и являющаяся, по мнению Управления образования Темрюкского района фактом, также озвучена Захаром Кабазевым.
- Вторым источником является пропагандистская статья И. Тищенко - "Дорогие Вознесенцы!", в которой помимо прочего говорится о том, как под руководством комиссара Снегурова казакам рубили головы на гробах(!), покрытых кумачом(!!!).
- Второй источник вступает в прямое противоречие с первым. Если Кабазев пишет о том, что было казнено "девятьсот сорок человек в расцвете своих молодых сил", то Тищенко сообщает, что казнены были "главным образом старики (молодые были в армии)".
- Большевики в статье названы палачами и оккупантами России, на протяжении всей статьи особенное внимание уделено зверствам "красных" - убийству стариков, слепого отставного офицера, воспитанника училища, погребение полуживых людей и, конечно же, рубка голов на устланных кумачом гробах.
- Авторами книги казаки называются народом в отношении которого велся геноцид, а причиной Гражданской войны названы иностранцы, которые ввели в оборот понятия классовой борьбы(!). Интересно, авторы действительно имели в виду Франсуа Гизо?

Вот такие нехитрые рассуждения на основе беглого исследования пары абзацев текста. Я понимаю, что автор ответа вряд ли рассчитывал на то, что я буду читать упомянутую им книгу, но получилось иначе и по итогам вопросов к стендам стало еще больше.

Почему казаки названы "безвинно падшими", если в источнике (опустим вопрос достоверности воспоминаний ребенка, возведенных в ранг факта) четко говорится о том, что они подняли восстание с целью свержения советской власти, вели против нее боевые действия и были осуждены военным трибуналом? Почему не упоминаются зверства самих казаков - убийство политруков, комиссаров, красноармейцев, хотя в книге об этом и говорится, казаки выставляются своего рода жертвами обстоятельств? Каким образом юные кубанские патриоты будут учиться прослеживать историческую взаимосвязь, если со стендов целенаправленно извлечен исторический контекст, который есть даже в предвзятом произведении братьев Басхановых?
Каким образом ученики классов и групп казачьей направленности будут воспитываться духовно-нравственными патриотами, если в учебном пособии люди создававшие СССР, правопреемницей которого является РФ, выставлены палачами собственного народа?

Ну и, конечно же, главный вопрос, на каком основании книга, которую в диссертации (на которую я наткнулся абсолютно случайно на сайте Министерства обороны) характеризуют как "очерки, напоминающие казачьи полковые истории Толстого" стала источником, любая информация из которого становится историческим фактом? Почему в этих воспоминаниях говорится и о точном количестве погибших, подробных деталях казней (гробы в красном кумаче), а о точном расположении могилы тысячи(!) человек, расстрелянных и захороненных рядом с казачьей станицей нет ни слова? Почему не были проведены поиски, не были эксгумированы тела, не были установлены личности погибших? Сложно найти такое огромное братское захоронение? Безусловно сложнее, чем сослаться на чьи-то воспоминания...

В ближайшее время мной будет написан повторной запрос в Управления образованием Темрюкского района, с просьбой прокомментировать и прояснить вышесказанное.

Гражданская война, Россия, СССР, война с историей, общество

Previous post Next post
Up