Разбирая книгу господина Ахметзянова, посвящённую спецпереселенцам, участвовавшим в строительстве Магнитогорска. Я поймал себя на мысли, что практически во всех своих рассуждениях автор апеллирует к этакому читателю-мещанину, который, точно герой Фёдора Михайловича Достоевского, задаваясь вопросом - "свету ли провалиться, или мне чаю не пить"? Отвечает - "свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
"...И какое нам было дело,
Чем нас кормят в конце концов,
Если будущее глядело
На меня с газетных столбцов..."
Борис Слуцкий
Схема проста, читателя знакомят с "вопиющими фактами из тоталитарного прошлого". Леденящие подробности о деревянных бараках, холодных землянках и телячьих вагонах выплёскивают на современного обывателя, попивающего горячий чай в уютном кресле. Приём этот не только не новый, но и заезженный настолько, что уже давно выродился в совсем уж комичные примеры, часть из которых стала интернет-мемами. Я думаю, что многие читали "убойные" антисоветские аргументы о том, что при Сталине не было HDTV или о том, что в СССР нельзя было поехать отдыхать в Турцию.
Однако, при всей своей нелепости, такие приёмы работают. Рядовой читатель, отчуждённый от собственной истории и культуры, не способен адекватно проанализировать прочитанное, и потому полностью доверяет мнению и оценкам автора. Единственное, что он может с уверенностью оценить - это быт, описанию которого уделяется огромное внимание. Смакуются социальные проблемы и бытовая неустроенность, ввергающая нашего изнеженного современника в шоковое состояние. Однако ни слова не говорится о том, что советские граждане были готовы мириться со всеми трудностями и лишениями ради народных завоеваний. На одном из них хочется остановиться подробнее.
Дореволюционная Россия, несмотря на отмену крепостного права, сохраняла признаки феодального государства с практически непреодолимыми социальными перегородками и радикально отличавшимися условиями жизни богатых и бедных. Крестьяне, кормившие и защищавшие Империю, оставались самой бесправной и безграмотной частью общества, чем не стеснялись пользоваться хозяева жизни, выжимавшие людей досуха.
Перевернуть ситуацию, как бы это не показалось странным, помогло образование. Именно им, а не террором или экспроприациями, были в первую очередь заняты люди, впоследствии совершившие Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Очень хорошо это показано в романе Горького - "Мать", главный герой которого в буквальном смысле расправляет плечи и вочеловечивается по ходу произведения. Полученные им знания не только позволяют быть на равных с "господами", но и оказаться выше их, отчётливо понимая, что на его стороне Правда.
Придя к власти, большевики передали народу главное - огромный культурный пласт, ранее доступный только господствующему классу. Владимир Ильич Ленин, ещё в октябре 1917 года писавший о привлечении к обучению делу государственного управления всех трудящихся, заложил тем самым один из краеугольных камней советского фундамента. В последствии укрепив его на третьем съезде комсомола, сказав: "коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
Ради знаний люди были готовы идти на настоящие испытания, ведь впервые за столетия(!) появилась реальная возможность не только кардинальным образом улучшить уровень жизни, но и исполнить мечту. Талантливый деревенский мальчишка мог стать авиаконструктором, артистом или выдающимся хирургом. А это дорогого стоило.
Этот культурно-образовательный прорыв стал настоящим водоразделом между миром старым и новым. И тем удивительнее, что современные мифотворцы его не оспаривают, а просто не замечают. Согласитесь, сложно говорить о "человеконенавистническом режиме" и ликвидации безграмотности, "отсталости советской науки" и количестве открытых ВУЗов. Образование во все времена было и остаётся краеугольным вопросом, от качества и доступности которого напрямую зависит потенциал государства.
И если взят курс на воспитание не человека-творца, а квалифицированного потребителя, то не стоит удивляться и непониманию героических страниц нашей истории, ведь она чужда ему. Потребителю важен личный комфорт и удобство, оно волнует его больше судьбы Родины. И нет для него ничего страшнее революционного матроса, заскакивающего на стол с китайским фарфором и танцующего яблочко. Не важно, что несёт этот матрос, важно, что "чаю больше не пить"...