Между смертью и скукой

Feb 06, 2015 17:37

"Свобода от" (она же Freedom), обретённая большей частью человечества в XX веке, стала не только огромным благом, но и тяжелейшим испытанием. Огромное количество людей, чьи предки веками жили в крайне неблагоприятных условиях, голодали, становились жертвами эпидемий, занимались тяжёлой, изнурительной работой и даже не помышляли ни о чём кроме выживания, оказались в совершенной иной ситуации.

В XIX веке прогресс зашагал семимильными шагами, развивалась наука, по всему миру загремели промышленные революции, шла стремительная урбанизация, сельское хозяйство механизировалось, укрупнялись предприятия, усложнялись технологические процессы, становились доступными образование и здравоохранение, сокращался рабочий день, и как следствие увеличивалась продолжительность жизни. За всеми этими революционными процессами явно не поспевал гуманизм остывающего "Модерна". Рост технического прогресса сопровождался топтанием Человека на месте, религия уже не могла быть нравственным ориентиром, а наука, на которую возлагали надежды, им так и не стала.

В XX век человечество вступало в полной уверенности, что научно-технический прогресс является ключом к миру и процветанию. Ведь если человечество заполучит технические средства, позволяющие полностью уничтожить противника, то и сама война должна была потерять всякий смысл. Однако, вскоре стало понятно, что люди ошиблись.



Ослепшие после газовой атаки британские солдаты

За каких-то пятьдесят лет мир пережил две страшнейшие в своей истории войны, и впервые в своей истории люди заполучили в руки оружие, способное не только уничтожить их противников, но и саму жизнь на Земле. Казалось, что люди обезумели и приготовились к изощрённому коллективному самоубийству, а весь смысл существования слился в причудливом смертиутверждающем танце.

Мир находился на краю пропасти, но роковой шаг не был сделан. Потому что люди видели и другой путь, о начале которого было заявлено на излёте Первой Мировой. Об осмысленном пути созидания и восхождении, подлинном человеческом пути, на который встала Россия в конце 1917 года, и по которому она шла около сорока лет, увлекая за собой страны и народы. Затем смысл начал остывать.

Нельзя точно сказать, когда это произошло. Кто-то берёт за точку отсчёта окончание послевоенного восстановления, кто XX съезд, кто-то XXII. Важно другое, что вместе с ним начал сходить на нет и альтернативный путь развития. Человечество и в капиталистических и в социалистических странах начало приходить к общему знаменателю смыслового вакуума. Предельные вызовы, продиктованные войной, сходили на нет. Жертвы были принесены и оплаканы, страны были восстановлены, вопрос выживания был снят с повестки дня. Людям вновь предстояло самое страшное - жить.

Из повседневной жизнь человека была извлечена борьба, вместо неё было подарено бесценное время. Поразительно, но заполучив то, чего не хватало на протяжении тысячелетий - свободное время (т.е. время и свободу), люди отшатнулись в ужасе. Времени для осмысливания вопросов, которые их предки могли задать себе только на смертном одре, была так пугающе много, что время начали "убивать". Заполняя пустоты  жизни рутиной, гедонизмом и потреблением. Внезапно жизнь стала нестерпимо скучной.

image Click to view


Игорь Растеряев - Ходики. Песня о нашей "Русской тоске"

На смену каждодневной борьбе за существование, сопровождавшей человечество на протяжении всей его истории, пришла скука в тех же самых, а быть может и в больших пропорциях. Постоянно повышавшийся уровень жизни только усугублял ситуацию, появлялись новые развлечения, в т.ч. смертельно опасные. Чтобы бороться со скукой человек бросал вызов смерти, которую в то же время безумно боялся, ведь к последней черте он подходил не сделав ничего. Скучная, рафинированная жизнь не оставляла места ни поступку, ни подвигу.

Для того, чтобы пройти между Сциллой скуки и Харибдой смерти нужно было коренным образом пересмотреть само отношение к свободе. Оценить дар, который стоил огромных жертв, осмыслить его и начать воспринимать свободу, как "Свободу для" (она же Liberty). Только так можно встать на жизнеутверждающий путь, реализуя себя найти смысл жизни, созидать и в конечном итоге сделать так, чтобы сама жизнь отозвалась в вечности, тем самым победив смерть.

Краеугольным камнем стал смысл, великая идея, священная цель именно их мог предложить Советский Союз до того, как он был идеологически выхолощен. Но после того, как Хрущёвым было во всеуслышание заявлено о построении коммунизма в отдельно взятой стране (Сталин лишь однажды сказал подобное в интервью американскому журналисту, есть основания полагать, что это был дипломатический ход), сама идея коммунизма свелась к насыщению среднебуржуазных аппетитов граждан (хрущёвке, даче и москвичу) к 1980 году, всё посыпалось.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет", в нём прекрасно показана история молодых людей - детей фронтового поколения, вынесшего на своих плечах все тяготы войны. Их родители, это те, кто родились вместе с Советской Республикой, те, кто с молоком матери впитывали великие идеи, которые им оказалось не суждено воплотить в грядущем, те, кто на протяжении нескольких лет ходили под смертью и в большинстве своём сложили головы ради будущего. Их детям не досталось ни борьбы, ни накалённой идеи.

image Click to view


Отрывок из фильма "Мне двадцать лет"

Отказавшись от смысла и уровняв себя с Западом, мы проиграли. Бороться со скукой и заглушать страх смерти, безусловно, гораздо лучше в капиталистической системе. Рынок с радостью удовлетворит любые, даже самые неоднозначные запросы. Во многом, именно поэтому наш народ принял отказ от социализма.

В век XXI мы входили так же, как и в век XX. С той лишь разницей, что столетие назад человечество шло по ещё непроторенной дорожке, а мы уже второе десятилетие скачем по граблям напрямую к невиданным мироустроительным конфликтам, на фоне которых мировые войны могут показаться досадным недоразумением.

Человечеству в самое ближайшее время предстоит вооружиться подлинным смыслом, и не для того, чтобы утолить грусть, а чтобы побороть смерть.

гуманизм, жизнь

Previous post Next post
Up