За последние 10 лет компания Toyota заняла прочные позиции в сегменте «интеллектуальных персональных транспортных средств», в который нечасто идут другие мировые автопроизводители.
Toyota уже создала целый ряд концепт-каров таких, как
- Toyota pod (2001),
- Toyota PM (2003),
- Toyota i-Unit (2005),
- Toyota i-Swing (2005),
- Toyota i-REAL (2007).
В компании серьезно работают над разработкой не просто мобильных, маневренных и экологичных городских автомобилей, здесь во главу угла ставят «прямое общение» автомобиля с человеком, и эмоциональную связь между водителем и его транспортным средством.
Исследуя изменения в образе жизни и системе ценностей людей, Toyota стремится расширить горизонты мобильности и возможности будущего, внедряя новые технологические решения и методы.
Toyota pod (2001)
Странная симметричная машинка со сдвижными дверями построена совместно с корпорацией Sony «по мотивам» известной в Японии собаки-робота Aibo, которую, кстати, тоже создали электронщики Sony.
Автомобиль смышленый. Главная идея, воплощенная в pod совместными усилиями Toyota и Sony, - возможность двухстороннего общения человека и машины.
Подходить к Toyota pod следует спереди - так лучше видны складывающиеся в улыбку U-образные канавки на капоте, глазки-фары и ушки-зеркала. Если подходит владелец, улыбка светится оранжевым цветом, означающим, что машина счастлива. Она откроет дверь, развернет к входу водительское кресло и приветственно завиляет хвостиком-антенной на задней части...Такого еще не было.
Автомобиль наделили способностями проявлять эмоции. Он не только приветствует хозяина: после мойки Toyota Pod «улыбается», переливаясь оранжевым цветом световых трубок, - показывает, что ему нравится быть чистым. Если со второстепенной дороги вылетит какой-нибудь лихач, Pod мгновенно покраснеет от злости и тут же пошлет обидчику нелестное электронное сообщение (конечно, при условии, что нарушитель едет на такой же умной машине). Если спустит колесо или кончится бензин, счастливая оранжевая улыбка сменится на печально-голубую. Когда владелец выключит двигатель и отойдет от машины, вслед ему раздастся грустный вздох, да еще и слеза по щеке скатится - ее имитирует трубка голубого свечения...
А какая забота о хозяине! Как любая преданная собака, Pod быстро определяет его настроение: встроенные в управляющий джойстик датчики (руля и педалей здесь нет) определяют температуру тела, пульс и влажность ладони водителя. Компьютер тут же ставит диагноз. Если водитель чем-то расстроен, на индивидуальных мониторах каждого пассажира появится недовольная физиономия - водителя сейчас лучше не беспокоить!
Если машина почувствует, что водитель нервничает, она включит спокойную музыку и направит на него поток прохладного воздуха...
Машина также отслеживает его манеру ускоряться, тормозить и маневрировать, дистанцию до других автомобилей и пр. Сравнивая все это с записанными в памяти параметрами водителя-эксперта, pod похвалит, если все делается правильно, или укажет на ошибки в управлении.
Усвоив манеру управления хозяина, машина подстроит жесткость подвески и характеристики амортизаторов. Она способна общаться с внешним миром, например, с такими же машинами - попросить их уступить дорогу, повилять хвостиком в знак благодарности.
Pod периодически берет пробу воздуха в салона: если надо, машина сама откроет окна, а после проветривания закроет их. Если автомобиль попал в дорожную пробку, Pod автоматически разошлет всем заинтересованным лицам (например, домой или на работу) сообщение о том, что хозяин задерживается.
В общем, милая машинка. И вполне удобная, ведь установленные на тумбах высокие кресла вращаются, облегчая вход-выход и давая возможность превратить салон в кают-компанию.
Toyota PM (2003)
Новый концепт-кар Toyota PM рассчитан на одного человека. По идее, водитель надевает его, как перчатку. Интересно, что во время движения автомобильчик удлиняется с 1,75 метра до 2,65 метра. Внешне Toyota PM подсвечивается 2,5 тысячами светодиодов.
Toyota i-Unit (2005)
Персональное одноместное транспортное средство i-unit - концепт весьма странного вида, который и автомобилем-то назвать трудно: то ли кресло, то ли электромобиль (к слову сказать, это дальнейшее развитие идеи концепт-кара Toyota PM). Само средство передвижения изготовлено из особого пластика. Этот материал последнего поколения подлежит вторичной переработке и безопасен для окружающей среды. Вообще весь аппарат создан из экологичных материалов, полностью разложимых и пригодных для повторного использования.
Toyota i-Unit работает на двух ионно-литиевых батареях и развивает максимальную скорость в 25 миль/час. Водитель управляет скоростью и торможением нажатием нескольких кнопок. Боковые зеркала заменены сенсорными датчиками и светодиодами.
Приводится в движение это средство электромоторами, встроенными в задние колёса и питаемыми от литиево-ионных аккумуляторов. Оно может менять свою высоту и базу, вертеться почти на месте. На очень низкой скорости i-Unit может слегка "выпрямляться", занимая меньше пространства, а на более высоких скоростях снова "наклоняется", чтобы опустить центр тяжести для большей устойчивости.
В «собранном» виде длина машины составляет 1,1 метра, а в режиме для быстрого движения 1,8 метра. Ширина составляет 1,04 метра. А вес - 180 килограммов.
Формой это творение напоминает слегка свернувшийся осенний листок, живущий в гармонии с природой.
Аппарат может ехать не только по дороге, но и по тротуару, лавируя между людьми почти как на велосипеде. Он может двигаться как под управлением водителя, так и на автопилоте (по специально оборудованным трассам). При этом он «ведёт диалог» с водителем, сообщая звуком, светом и даже вибрацией ту или иную информацию об окружающей обстановке.
Технология My-unit готова выдавать хозяину на дисплей необходимую информацию, проигрывать любимую музыку и менять цвет кузова в зависимости от настроения водителя (или по его желанию).
Компания считает, что i-unit заполнит пространство между автомобильным и пешеходным движением, но при этом обеспечит водителю свободу передвижения.
Toyota i-Swing (2005)
Toyota i-Swing - это четвертое поколение концептуальных персональных транспортных средств Toyota - после pod, PM и i-unit.
Toyota i-Swing - это дальнейшее развитие идеи персональной мобильности, воплощённой в концепте Toyota PM и продолженной в прототипе i-Unit. Но в коцепте i-Swing - сократилось количество колёс. Теперь их три, причём i-Swing способен ездить и на двух!
Таким образом, у коцепта i-Swing два режима движения: двух- и трехколесный. Управление автомобилем меняется в зависимости от режима движения, обеспечивая высокую плавность хода и превосходную динамику.
При движении по людной улице рекомендуется ехать на двух колёсах - так i-Swing занимает меньше места, так удобно катиться "в ногу" с кем-то, идущим пешком, и спокойно разговаривать с ним. Тем более, что такой режим позволяет разворачиваться на месте.
Когда же возникает потребность в быстром перемещении, машинку лучше поставить на все три колеса и в дополнение к ручному управлению (пара рычагов-джойстиков) использовать педали. Тогда у водителя появляется «новое ощущение движения на поворотах, поскольку он перемещает массу своего тела, как будто идёт на лыжах».
Длина концепта i-Swing 985 мм на двух и 1275 мм на трёх колёсах. Ширина 800 мм. Высота меняется в пределах между 1800 и 1710 мм.
Искусственный интеллект
Для связи с водителем в концепте i-Swing используется технология искусственного интеллекта. Наличие у i-Swing искусственного интеллекта, позволяет машинке расти- менять свою длину и высоту, изучать привычки и предпочтения владельцев, собирая о них важные данные. i-Swing позволяет наездникам выражать свою индивидуальность - щиток, закрывающий колени водителя, а также обращённая назад панель за головой ездока - напичканы светодиодами для показа изображения, соответствующего настроению водителя. У средства передвижения - три цветовые гаммы с доминирующими красным, жёлто-зелёным и синим цветами.
Мягкие бамперы показывают эмоции владельцев: у улыбающейся девушки оранжевое настроение, а у хмурого парня, похоже, депрессия.
Даже покинув автомобиль, водитель остается с ним на связи, используя мобильный телефон или персональный компьютер. Технологии искусственного интеллекта позволяют автомобилю подстраиваться под предпочтения водителя и выбирать подходящую информацию из своей памяти или Интернета - в зависимости от времени и местонахождения.
Дизайн кузова и настройки
Без хозяина i-Swing, стоящий на трёх колёсах, напоминает инвалидное кресло.
Toyota считает, что хозяин машинки будет рассматривать её как «предмет одежды». Дизайн кузова автомобиля навевает мысли о новых формах жизни. Кузов изготовлен из амортизирующего полиуретана, демпфирующего толчки и удары, а часть наружных панелей действительно обшиты тканью - ею покрыты бока и тот самый светящийся бампер, который смягчает любое столкновение. Тканевое покрытие наружных панелей i-Swing легко снимается и меняется. Таким образом, можно «одеть» автомобиль, по сезону. Пользователь может настроить дисплей, установив собственные или загруженные из Интернета видеофайлы или картинки. Такие возможности помогают привести автомобиль в соответствие с настроением владельца, определенным временем, местом или событием.
Благодаря своей компактности и маневренности i-Swing превосходно вписывается в жизненное пространство человека, позволяет владельцу в значительной степени реализовать свою индивидуальность и обеспечивает ему высокий уровень социализации. Концепт i-swing также обеспечивает свойственную человеку свободу передвижения.
Следует также отметить и удачно подобранное название, ведь "Swing" переводится и как путешествие, и как свобода действий.
Toyota i-REAL (2007)
i-REAL (2007) - пятое поколение концептуальных персональных транспортных средств Toyota.
С октября 2009 в японском интернациональном аэропорту Chubu офицеры начали патрулировать территорию на новых персональных мобильных автомобилях Toyota i-Real. На первый взгляд это необычное футуристическое кресло, которое бы отлично смотрелось в рабочем кабинете. Если же присмотреться внимательней, то можно заметить, что у устройства имеется три колеса и оно на самом деле является транспортным средством, а не предметом мебели.
Сделан i-REAL из легкого углеволоконного укрепленного пластика, вместо рулевого колеса на подлокотниках установлены джойстики управления. Концепт-кар i-REAL отличается инновационным дизайном, и «подвижными» габаритами: длина его колесной базы может меняться в зависимости от скоростного режима.
Например, для маневрирования между пешеходами i-REAL способен сокращать свою колесную базу, а в режиме высокой скорости его колесная база увеличивается, обеспечивая более низкий центр тяжести и наилучшие ходовые характеристики. В сложенном варианте на таком кресле можно легко кататься по тротуару в бурном потоке людей. В разложенном - свободно выезжать на дорогу и устраивать гонки с владельцами мопедов.
В конструкции использованы специальные датчики безопасности, расположенные по периметру.
При угрозе столкновения датчики звуковым сигналом сообщают водителю об опасности, одновременно предупреждая окружающих о своем перемещении световыми и звуковыми сигналами.
Максимальная скорость концепт-кара 30 км/ч, что в общем-то выше, чем скорость движения в обычном автомобиле, оказавшимся в городской пробке.
Сотрудничество с Sony
При создании интеллектуальных персональных транспортных средств Toyota время от времени объединяет свои усилия с компанией Sony.
В августе 2007 года корпорации Toyota и Sony объявили о своем намерении совместно разработать новый одноместный автомобиль, который во многом будет похож на трехколесный коцепт-кар i-swing Создаваемый совместно с Sony новый одноместный автомобиль будет оснащен электродвигателем мощности и запаса хода которого вполне должно хватить для ежедневных поездок на работу и обратно.
Новая одноместная машина, также как и i-swing, будет наделена искусственным интеллектом, что позволит ей «общаться» с владельцем и подстраиваться под его водительские привычки.
Для создания этого аппарата Toyota приобрела у Sony несколько важных патентов, содержащих технологии роботостроения, которые Sony применяла при разработке известных роботов Aibo и Qrio. Кроме того семь исследователей Sony временно работают на Toyota для того, чтобы передать технологию.
Вклад сторон в этом сотрудничестве очевиден:
- Toyota занимается созданием технической основы машины, проектированием салона и двигателя.
- У Sony огромный опыт в создании роботов, обладающих прекрасным программным обеспечением. А это может очень пригодится при проектировании кинематики подвески трехколесного автомобиля. Помимо этого, Sony планирует реализовать в новом проекте технологии, представленные в доступных роботах Aibo и Qrio.