Согласно статистике более 80% мирового населения в следующие десятилетия планирует жить в больших городах. Активная урбанизация заставляет жителей городов и мегаполисов ежедневно сталкиваться с целым рядом серьезных проблем, среди которых плохая экология, постоянно увеличивающаяся интенсивность транспортных потоков, вечные пробки на дорогах и все возрастающие проблемы с парковкой. Но как раз в решении городских транспортных проблем и таятся новые возможности для автопроизводителей. Именно поэтому год от года на международных автовыставках появляются одно-, двухместные транспортные модули довольно странного вида, представляющие собой прототипы городских автомобилей будущего, которые должны отвечать нуждам развивающихся и увеличивающихся в размерах городов.
Скажите, вы, например, можете себе представить поездку по городу в персональном автомобиле, которым весело управлять, в котором безмятежно ехать, и который безопасно доставит вас туда, куда вам надо, а также «соединит» вас с друзьями и родными? Вообразите, что при этом Ваш автомобиль использует чистую, возобновляемую энергию, не загрязняет воздух выхлопными газами и не застревает в пробках. И все это за треть той цены, которую вы заплатили бы за сегодняшний автомобиль. Любой столичный автовладелец, проводящий в московских пробках полжизни, о таком может только мечтать. Суждено ли сбыться нашим мечтам? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, предлагаю посмотреть на то, как автопроизводители пытаются реализовать наши мечты о комфортном передвижении внутри тесных мегаполисов, что они делают в этом направлении и как далеко продвинулись.
Объединив усилия, General Motors и компания Segway изобрели новый вид городского транспорта, направленный на то, чтобы изменить принцип передвижения по городу. В рамках совместного исследовательского проекта, получившего название PUMA (Персональная городская мобильность и доступность - Personal Urban Mobility and Accessibility), GM и Segway совместно разработали электрический двухместный двухколесный прототип автомобиля.
Этот электрический гибрид позволяет передвигаться по городу безопасно, бесшумно, не загрязняя при этом окружающую среду.
Его лучше всего можно описать как авторикшу, как высокотехнологичную моторизированную двухколесную коляску. Однако, этот аппарат является быстрой, безопасной и компактной альтернативой автомобилям, скутерам и мотоциклам и вполне подходит для передвижения по городу.
Разработанная компаниями модель весит 136 кг и работает на литий-ионовых батареях. Пока транспортное средство рассчитано на перевозку до 2 пассажиров, хотя в будущем возможны и более вместительные модификации.
Двигатель у PUMA электрический, а запаса хода на одной зарядке литий-ионного аккумулятора хватает на преодоление 56 км. Кстати подзарядка устройства осуществляется от стандартной электрической сети в течение 8-10 часов. Также аккумулятор подзаряжается во время торможения.
Также как и скутер Segway, аппарат PUMA обладает двумя колесами, а равновесие удерживает благодаря встроенному гироскопическому стабилизатору, позволяющему поддерживать корпус в вертикальном положении, как в процессе движения, так и в состоянии покоя. Именно система динамической стабилизации, отвечающая за балансировку двухколесного транспортного средства, позволяет ему уверенно держаться на двух ногах-колесах. Углы наклона для безопасного ускорения и торможения просчитываются с помощью специального чипа.
Аппарат имеет еще целый ряд технологических новшеств, способных значительно упростить процесс передвижения по городу. В идеале машина сможет ездить на автопилоте благодаря ретрансляторам и GPS-навигации.
За счет использования транспондера (устройство, посылающее радиоимпульс в ответ на принятый сигнал) и спутникового навигатора машина может в автоматическом режиме избегать препятствий, таких как автомобили и пешеходы. Из-за этого отпадет необходимость в подушках безопасности, впрочем, ремни безопасности, останутся, чтобы пассажиры чувствовали себя спокойнее.
Через GPS-технологию все электромобили будут связаны друг с другом в единую коммуникационную сеть, что позволит PUMA -ам взаимодействовать с друг другом. Так они смогут обмениваться друг с другом данными о препятствиях на дорогах и пробках, что позволит им отслеживать транспортный поток, избегать заторов и аварийных ситуаций. Кроме того, объединение электромобилей в общую компьютерную сеть позволит централизованно регулировать потоки транспорта в условиях города.
Процесс управления аппаратом чрезвычайно прост. Для указания направления нужно лишь качнуть штурвал-джойстик в нужную сторону. Аппарат обладает нулевой поворачиваемостью, способен крутиться как волчок и маневрировать в плотном потоке автомобилей.
Аппарат способен передвигаться автоматически - практически самостоятельно - позволяя водителю расслабиться и откинуться в кресле, пока его PUMA маневрирует вдоль городских улиц. Парковаться можно будет также в автоматическом режиме. Запарковать аппарат легко не только из-за малых габаритов, но и благодаря возможности разворачиваться на месте. Своими формами автомобиль напоминает яйцо, этакий iPod на колесах, способный без проблем припарковаться на краю тротуара.
Пока еще этот аппарат является концептом. Если проект окажется успешным, то PUMA-у можно будет увидеть в продаже в 2012.
И кто знает, возможно, лет так через 10 -15 похожие транспортные средства начнут заполнять улицы городов и вытеснять с дорог дышашие жаром и дымом автомобили. Расходы на покупку и содержание такого
авто (включая расходы на топливо) будут обходиться примерно в 3-4 раза дешевле, чем в случае с обычными автомобилями.
Насколько популярным станет столь непривычное транспортное средство среди жителей мегаполисов, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что для лиц с ограниченными физическими возможностями такое экстравагантное средство передвижения придется весьма кстати.
Весьма очевидно, что проект PUMA позволит разработчикам создавать новые модные автомобильные тенденции и отвечать возрастающим потребностям городских жителей.
Click to view
Вклад сторон:
Концепт-кар P.U.M.A. сочетает в себе новейшие технологии, разработанные как Segway, так и GM.
Segway
Segway занимает лидирующие позиции среди производителей небольших электромобилей - необычных двухколесных скутеров, управляющихся за счет распределения веса тела человека. Однако двухколесные самокаты Segway, несмотря на кажущиеся преимущества, так и не сыскали повсеместной любви. Все дело в неясном позиционировании аппарата, на котором в силу большой разницы в скоростях запрещено передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по пешеходным дорожкам. Проект PUMA дал возможность компании Segway исправить эту оплошность, создав совместно со специалистами General Motors двухколесный аппарат, представляющий собой миниатюрный электромобиль.
Компания Segway обеспечила проекту P.U.M.A.:
электромоторы, расположенные на колесах;
комплект литиево-ионных батарей и
динамические стабилизаторы, позволяющие автомобилю стоять вертикально на двух колесах.
General Motors
GM никогда не интересовалась одноместным вертикальным транспортным средством таким, как например, модуль Segway PT. И тем не менее департамент научных разработок и развития GM начал новый проект, привлекая специалистов Segway для совместного мозгового штурма с целью использования успешных разработок обеих компаний. В GM считают, что компания должна создавать экстраординарных механических «чудиков» хотя бы для того, чтоб в эпоху развития гибридных и электрических автомобилей не быть обойденной каким-нибудь изобретательным новичком.
Корпорация GM внедрила в проект P.U.M.A.:
многолетние разработки по созданию коммуникационной системы «автомобиль-автомобиль» ("vehicle-to-vehicle" - V2V), т.е. системы связи между автомобилями;
опыт по созданию автономного транспортного средства, использующего интеллектуальную систему навигации;
бортовое приложение - систему OnStar для создания единой автомобильной сети, к которой уже сегодня подключены шесть миллионов зарегистрированных пользователей в Северной Америке. OnStar обеспечивае безопасность и защиту автомобиля.
разработку такой функции как «виртуальный слуга», позволяющей найти место для парковки и находиться в режиме ожидания, чтобы самостоятельно добраться до места нахождения владельца.
Выводы:
Что же все это значит в практическом плане? Сможет ли PUMA оказать сколько-нибудь значимое влияние на облик экологического городского транспорта в будущем?
На мой взгляд, несмотря на соответствие духу времени, невероятную манёвренность и экономичность, интересный продукт имеет пока туманные перспективы с коммерческой точки зрения.
1. Одна из причин - отсутствие в городах необходимой инфраструктуры, а именно специализированных дорог для новых автомобилей и электронной сети фиксирующей положение единиц системы. Каждый знак стоп, каждый перекресток должен давать сигнал навигационной системе автомобиля, каждый другой автомобиль системы также должен передавать свое местоположение и направление движения. Создание же необходимой инфраструктуры «влетит в копеечку», да и довольно сложно представить себе такую крошку, двигающуюся вперемешку с другими автомобилями по дороге. Скорее всего автомобиль сможет найти применение, скажем, в американских студенческих городках, где с телекоммуникациями все в порядке.
2. Вторая причина - цена. Например, официальные дилеры в Москве за самые дешёвые самокаты Segway просят 319 тысяч рублей. Добавьте 40 тысяч - и хватит на Peugeot 107.
3. Третья причина - наши дороги и климатические условия. Дороги нашей страны слишком грязные, чтобы безмятежно кататься на таких «игрушках». Да и для зимних периодов эти крошки не годятся, т.к. в них можно быстро околеть.