Странные ангелы в Королевском музее Антверпена

May 08, 2024 03:37

По иронии судьбы, от решения посетить музей до его реализации прошло 13 долгих лет. Одиннадцать лет шла реконструкция музея, потом все карты спутал короновирус, но все имеет свой конец, и вот я иду по залам музея. Коллекция музея вполне традиционная, несколько залов посвящено бельгийским художникам прошлого века, потом идут старые мастера, отдельный зал посвящен Рубенсу, или скорее его подмастерям, о чем честно рассказывают таблички. Все как у людей, но что за странная и по стилистике, и по содержанию картина встречает нас в одном из залов?

Жан Фуке, Мадонна окруженная Серафимами и Херувимами,



«Мадонна» Жана Фуке выглядит на удивление современно. Необычное, интенсивное использование цвета и смелая композиция делают картину поистине захватывающей.

Но кто такие Серафимы и Херувимы?



Для этого пришлось обратиться к соответствующей литературе. Выяснилось, что серафимы представляют собой высший ангельский чин, наиболее близкий к Богу. Шесть красных серафимов вокруг Марии символизируют любовь и огонь. Три синих херувима, представляющие второй после серафимов ангельский чин, символизируют чистоту и воздух. На моем снимке из музея их не очень хорошо видно, поэтому привожу картинку взятую с сайта.



Но что-то здесь не так, почему у серафимов на картине только одна пара крыльев?

Ведь помните:

"Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился."

Шесть крыльев нужны серафиму не просто так, одной парой он закрывает лицо, чтобы не видеть Бога, его сияние слишком яркое для ангелов, второй парой закрывает нижнюю часть тела в знак уважения, покорности и смирения, и только третья пара используется чтобы летать.

Серафимы, поддерживающие престол Бога



Загадка, ждущая пытливых исследователей.

Картина в Антверпене является частью диптиха, созданного французским придворным художником Жаном Фуке по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Вторая часть находится в Берлине. На ней в строгой манере изображены двое, сам Шевалье и его святой покровитель Стефан, первый христианский мученик. Младенец Христос на коленях Марии указывает как раз на левую панель (точнее, на Этьена Шевалье), как бы говоря своей матери: «Этот человек заслуживает места на небесах. Стоит замолвить за него словечко».



А вот и модель для Мадонны, большинство исследователей сходятся на том, что Жану Фуке позировала Аньес Сорель - любовница и советница Карла VII, родившая ему троих детей.



Правда похожа, и элемент эротики явно присутствует на обеих картинах.

Но что это мы на одной картине зациклились, в музее есть и другие. Пройдем-ка мы в зал Рубенса и его учеников-подмастерьев.

Рубенс, Epitaph of Nikolaas Rockox and his Wife Adriana Perez

Буду благодарен, если кто-нибудь поможет правильно написать имена на русском.

Спасибо dt_sd за помощь, название картины на русском "Эпитафия Николаасу Рококсу (мэру Антверпена) и его жене Адриане Перез"



Суперкнига с работами Рубенса



Рогир ван дер Вейден, звезда Северного Возрождения, Портрет судьи турниров, 1450



Gillis Coignet, Барабанщик Гильдии Лучников



Еще одна жемчужина коллекции, Ян Ма́ссейс, Юдифь, 1554



Юдифь просто потрясающая! Не удивительно, что Олоферн потерял голову в прямом и переносном смысле.

Якоб Йорданс, Поклонение пастухов, 1516



Современная (относительно) живопись тоже присутствует, в основном работы художников прошлого века.

Весьма вдохновляющая картина Поля Дельво

Се человек, 1957



Еще мне понравилась эта троица загадочных монстров:



Завершаем наш тур, несколько картин одного из моих любимых бельгийских художников, Рика Ваутерса.

Десять лет назад я сделал пост о его творчестве и трагической судьбе







На всех трех картинах изображена Нел, жена и верная спутница Рика.

P.S. Решил немного рассказать о самой реконструкции, она была весьма нетривиальной. На начальном этапе вполне серьезно рассматривался вариант сноса здания и постройки нового, но к счастью, было предложено оригинальное инженерное решение, а именно, трехмерный тетрис!



Пришлось пожертвовать парой внутренних двориков, но результат налицо, площадь музея увеличилась на 40%!

antwerpen

Previous post Next post
Up