Рик Ваутерс - скульптор ставший художником

Aug 25, 2014 15:56

Рик Ваутерс (Hendrik Emil (Rik) Wouters), бельгийский художник с трагической судьбой.
Его короткая жизнь сверкнула как яркая звезда в пронзительных красках на его картинах.



Родился Рик Ваутерс в городе Мехелен, знаменитым своим колокольным литьем и колокольной музыкой.
Русское выражение «малиновый звон» происходит от французского названия города - Малин (фр. Malines).


У отца Рика была небольшая мастерская, в которой изготавливалась резная мебель в античном стиле,
именно там Рик получил первые навыки работы с деревом, вырезая орнаменты и украшения.
Рик начал работать в мастерской отца уже в 12 лет, а в 15 уже твердо знал,
что будет скульптором.

В каждом приличном бельгийском городе была своя академия искусств, была такая и в Мехелене.
Рик учился сначала в родном городе, но потом поступил в класс "Искусство - Природе"
Чарльза Ван дер Степса в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе.

В Брюсселе художественная жизнь бурлила не менее интенсивно чем в Париже. Новые друзья, знакомство
с Эдгаром Титгатом и Жаном Брюссельмансом и главное, встреча с Нел, молодой натурщицей,
которая стала его музой и любовью на всю его недолгую жизнь.



В 1905 году Рик и Нел (Hélène Duerinckx) становятся мужем и женой.



Счастье большой любви и бедность шли рука в руку. Недолго пожив в небольшом деревенском домике
влюбленной паре пришлось поселиться в доме отца в Мелехене, где Рик снова стал работал в мебельной
мастерской и на фабрике фарфора. Жизнь в родительском доме была не сахар, Нел обстирывала, убирала
и готовила на всю семью, а у Рика совсем не оставалось времени заниматься скульптурой и живописью,
к которой у него стал возникать все больший интерес.



Автопортрет с трубкой



Прожив год и три месяца в Мелехене Рик и Нел снова возвращаются в Брюссель. Рик выставляет несколько
живописных и скульптурных работ на выставках и получает второй приз на выставке молодых художников за
скульптуру Dromerij (Мечтатающая).



Вместе с призом государство выделило молодому художнику грант в 500 франков, большая сумма
по тем временам, на которую можно было снять небольшую студию на целых два года.

Неле продолжала оставаться любимой моделью Рика Ваутерса.

Женщина с заколкой



Осень



В 1909-ом Рик, вдохновленный искрометными танцами Айсидоры Дункан, создает скульптуру
"Неразумная Дева"("The Foolish Virgin", другое название "Crazy Violence").
Моделью служит все та же Нел.



Трудности молодой семьи продолжаются, иногда приходится экономить на еде, чтобы купить
столь необходимые краски. Облегчение приходит с появлением в Брюсселе французского
антрепренера Georges Giroux, который был очарован экспрессией "Неразумной Девы" и
фовистской палитрой картин Рика.

Georges Giroux открывает свою собственную галерею, Gallery Giroux и заключает первый
в истории Бельгии контракт с художником. Галерея обязалась выплачивать Рику Ваутерсу
200 франков в месяц. В свою очередь художник обязывается продавать свои произведения
только через галерею, оставляя ей 50% с продажной стоимости картины.

На картинах Рика Ваутерса буйство красок, в лучших традициях фовизма

Овраг



Терраса в ботаническом саду



Две женщины перед зеркалом



Иногда картины выглядят незаконченными, художник боится, что дополнительные детали
будут отвлекать от центрального образа.

Автопортрет черном вельветовом костюме



Портрет мужчины с соломенной шляпой



Портрет госпожи Жиро, жены владельца галереи



Автопортрет



Иногда стиль художника смягчается и уходит в сторону от чистого фовизма.



Две женщины за шитьем



Лежащая женщина, Неле конечно



Автопортрет



В 1912 Рик совершил две большие поездки, в Париж и в Германию.

В Париже Ваутерс снова открывет для себя живопись Матисса и Сезанна, оказавших на
него такое большое влияние, в Германии это экспрессионисты и старые мастера.

В 1913-ом году снова поездка в Париж, на этот раз визит рабочий, Ваутерс работает над
декорациями к пьесе Генри Филдинга "Том Коротышка" в театре Фоли Берже.

В этом же году Рик получает премию Пикара, 600 франков, на эти деньги Рик и Нел
покупают небольшой кусочек земли и начинают строить скромный домик, в которой они
въезжают весной 1914-го.

Кульминацией стала персональная выставка в феврале 1914 в gallery Giroux.

Выставка имела большой успех, но часы-календарь Золотого века уже отсчитывали последние дни.

Еще в декабре 1913-го Ваутерс получил предписание прибыть в случае мобилизации
в Льеж, в военные казармы. Вряд ли Рик мог предполагать, что у него осталось всего несколько
месяцев мирной жизни.

31-го июля была обьявлена мобилизация и вскоре разразилась война. Бельгия храбро сражалось,
задержав немецкое наступление на Францию и сковывая значительные германские силы.
Раздраженные яростным сопротивлением германские войска в отместку начали террор против
мирного населения. Рик Ваутерс и его однополчане защищали Льеж и отчаянно дрались под
Антверпеном. Льеж пал 7-го августа, Антверпен держался больше месяца, но после разрушения
фортов тяжелой артиллерией немецкие войска вошли в город.

Небольшой отряд Рика попал в плен, но вместе с несколькими товарищами
Рику удалось бежать в соседнюю Голландию, которая оставалсь нейтральной.

Там их интернировали и поместили в лагерь, сначала в Амерсфорте(Amersfoort), потом
перевели в Зейст(Zeist). Нейтралитет Голландии держался тогда на ниточке и правительство
вынуждено было уступать германским требованиям.

В лагере здоровье Рика резко ухудшилось, его преследовали сильнейшие головные боли,
неожиданно ухудшилось зрение. На помощь пришли бельгийские и голландские друзья, Рику
разрешили видеться с Нел, которой удалось пробраться в Голландию, друзья снабдили
художника холстами и красками и он снова смог рисовать. Решающим оказалось вмешательство
Эмиля Верхарна, Рику разрешили покидать лагерь, возвращаясь вечером. Каждый день он ездит
на процедуры в военный госпиталь в Утрехте не теряя надежды поправиться. Несмотря на
лечение и неколько операций лучше Рику не становится. Друзья продолжают хлопотать за него,
Рика освобождают условно, Eppo Harkema оплачивает его лечение и снимает для него и Нел
небольшую квартиру в Амстердаме. Окна квартиры выходят на канал с постоянно снующими
лодками и ставший сюжетом нескольких картин Рика.

Полдень в Амстердаме



Женщина, сидящая перед окном



Не забывает Ваутерс и о своем первом призвании, скульптуре.

Домашние заботы



В июле 1915-го доктора выносят неутешительный диагноз, рак верхней челюсти.

Облучение радием и повторные операции не помогают, после одной из них приходится удалить
челюсть и левый глаз. Рик страдает от сильнейших болей и не может спать, воспоминания Нел
об этом периоде невозможно читать. Несмотря ни на что, Рик продолжает работать и готовиться
к выставке, которая состоялась в феврале 1916-го в Stedelijk Museum.

Автопортрет с повязкой



5-го апреля Рик покидает свою квартиру и ложится на последнюю операцию. 11-го июля 1916-года
художника не стало. Последние дни с ним вместе были отец и верная Нел.

Вот такой была Нел



Нел рядом с "Неразумной Девой"



После смерти Рика жизнь Неле была нелегкой, годы взяли свое, но она навсегда осталась
молодой в скульптурах и на картинах художника, музой которого она была.



Зал Рика Ваутерса в королевском музее Антверпена, с любезного разрешения raf-sh



Экскурсия по залу

А здесь вы найдете прекраcные стихи, посвященные Рику и Нел.

P.S. Фамилия художника по разному пишется в русскоязычных изданиях и интернете (Уотерс, Ваутерс, Воутерс).
В этом небольшом эссе фамилия художника и названия некоторых картин следуют написанию, которой
использовалось во "Всеобщей истории искусств" вышедшей в 60-ых годах.

Всеобщая история искусств, Искусство Бельгии

Бельгийские экспрессионисты, Рик Ваутерс

Previous post Next post
Up