Небольшой дворец, в котором располагается галерея, был выстроен в 1636-41 годах наместником Голландской Бразилии, Иоганном-Морицем Нассау-Зигенским. В 1774-ом в здании разместилась картиная галерея, открытая для публики. На первых порах галерее сильно не повезло, в 1794-ом вся коллекция была захвачена революционными французами. Кое-что французы вернули в 1808-ом, но основная часть пропала навсегда. Какое-то время залы оставались практически пустыми, но в 1820-ом здание было куплено голландским правительством и в нем разместили королевскую коллекцию живописи и редкостей. В 1822-ом году музей был снова открыт для публики и с тех пор радует посетителей своей небольшой, но очень качественной коллекцией. Именно в Маурицхёйс находятся знаменитая "Девушка с жемчужной серёжкой" Вермеера, "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембранда и другие шедевры.
Я наверное уже всем надоел своими жалобами на музейное освещение, но постановка света в галерее Маурицхёйс был кульминацией того, как не надо это делать!
Установка света была поручена фирме
Light Projects, которая установила супердорогие светодиодные лампы ArtLED T Spotlight. Лампы действительно классные, но зачем вдобавок к этому чуду науки и техники вешать огромную люстру? Добавьте сюда дневной свет, окрашенные в насыщенные цвета стены и получите достойный сожаления результат.
Здесь люстры нет, но от бликов просто некуда деваться
Раз уж пришли в музей, давайте посмотрим картины, они во всем этом световом безобразии не виноваты.
Рембранд, "Урок анатомии доктора Тульпа", 1632
Рембрандту было всего 25 лет когда он создал эту необычную картину. Об "Уроке анатомии" есть очень хорошая статья в
Википедии.
"Рембрандт изобразил на своем полотне персонажей иначе, чем его предшественники. Как правило, персонажи изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на её вершине.
Помимо этого он намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью."
Труп, "позировавший" для картины, тоже был весьма интересным. Звали этого человека Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.
Вермеер, Вид Дельфт, 1660
Рубенс и Брейгель Старший, Адам и Ева в райском саду, 1615, репродукция с
сайта музея
Это совместная работа двух великих художников и интереснейшее событие в истории искусства. Формально Брейгель отвечал за композицию, но первым начал работу Рубенс, он сделал набросок фрагмента с Адамом, Евой, деревом, лошадью и змеем. Затем в работу включился Брейгель и с энциклопедической точностью изобразил всех животных и растения.
Райский сад в высоком разрешении Николас Берхем, Детство Зевса, 1648
Альберт Экхаут, Две бразильские черепахи, 1640
Экхаут был одним из некольких художников, которых взял с собой в Бразилию Иоган Мориц. Художники создали целую галерею бразильской флоры с фауной и местных жителей.
В соседнем с галереей здании, куда можно было попасть через подземный переход, разместилась выставка картин из находящегося на ремонте Королевского музея в Антверпене.
Хотя, в отличие от Маурицхёйс, с освещением там было все нормально, "помощь зала" не помешает!
Michaelina Wautier, Две девочки в одежде, символизирующей
святую Агнию и
святую Доротею
Рубенс, Фома неверующий, 1613-1615
Слева и справа протреты донаторов, мэра Антверпена Николаса Рококса и его жены Адрианы. Триптих предназначался для церкви, в которой донаторы должны были быть в будущем похоронены.
Квентин Массейс, Портрет Питера Гиллиса, 1517
Ян Фейт и Эразм Квеллин Младший, Портрет мальчика в костюме охотника, 1655
Корнелис де Вос, Портрет Абрахама Графеуса, 1620
Вид из окна музея, эти цветные плоты видимо тоже часть экспозиции
Но нам еще не пора покидать музей...
... ведь осталось еще увидеть его главную достопримечательность
Ян Вермеер, Девушка с жемчужной сережкой, 1655, репродукция с сайта музея
Увы, из за "продвинутого" освещения шедевр Вермеера смотрится лучше в репродукции, чем в музее.
Недавно в ходе
специального проекта были сделаны снимки картины в сверхвысоком разрешении, в том числе в рентгеновских лучах и в ультрафиолетовом и инфракрасном свете.
![](https://www.mauritshuis.nl/-/media/0cdde8792bbc4e6798209943725d7c24.ashx?h=1046&w=965&la=en)
Прощаемся с музеем и его очаровательной гардеробщицей, в Роттердаме конечно была классная вешалка, но в Гааге куда приятнее!