639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеев Германии в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой
"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользовалась огромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.
Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов, но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно в Германии, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...
Кому помешали эти картины?
Из серии "Берлинские улицы"
Портрет Герды
Русская танцовщица
Вид Базеля
Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств. Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера были конфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса, Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Ван Гог. Всего более 16 тысяч произведений.
Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.
Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,
одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепенно
художник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы,
запрещающие художникам работать.
На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.
Адольф Циглер, Четыре элемента
Терпсихора
Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.
Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:
http://saiferfan.livejournal.com/4166.html А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.
Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам со
стороны расово неполноценных элементов.
Поправка!!! Эта картина оказалась написанной другим художником, Рихардом Циглером, однофамильцем Адольфа Циглера. Оставляю ее здесь, как "принадлежащую истории".
Рихард Циглер очень интересный художник и заслуживает отдельного поста.
Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?
Групповой портрет участников группы Мост
Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимся
новым искусством двадцатого века.
Уличная сценка перед парикмахерской
Автопортрет художника
С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовались
молодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".
Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.
Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.
Получалось очень даже неплохо!
"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.
Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей 639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2