Искусство и наука

Jan 09, 2019 14:28


Сфера моих профессиональных интересов - искусство, а точнее декоративное искусство. Благодаря страсти к творчеству и творческому поиску интересных сюжетов и образов я обратилась к книгам, и главным образом к научным текстам.

В декоративно-прикладном искусстве я работаю в области художественной росписи ткани. Увлекаюсь художественной керамикой и вышивкой. С 2011 г. член Союза художников России.

В науке интересуюсь символическим аспектом народного творчества и мифологии. С 2012 г. кандидат культурологии.

Ранее для меня объектом исследования и художественного творчества была определена этническая культура мордвы. Есть серия батиков «Мифология мордвы». Тема кандидатской -«Семиосфера этнической культуры мордвы».

В настоящее время планирую для себя начать изучение мифологии славян.

Первый опыт работы я представляю ниже в статье и фото отчете создания декоративного панно.

Волот или Велес - поиск образа в источниках

Волот или Велес один из персонажей древнеславянской мифологии, где чаще всего они упоминаются как великаны - богатыри, предки людей.



В словаре Даля В.И. написано следующее: «Во́лотъ - гигантъ, великанъ, могучанъ, магы́ть, могу́тъ, ве́лѣтень; богатырь, человѣкъ необычайнаго роста, а иногда и силы. В во́лотахъ сказочныхъ, въ богатыряхъ, сила соединяется съ ростомъ и дородствомъ; остатки ихъ народъ видитъ въ костяхъ допотопныхъ животныхъ, а въ Сиб. говор., что цѣлый народъ волотовъ заживо ушелъ въ землю; волоты, межъ людьми живыми, великаны, напротивъ, обычно бываютъ хилы и недолговѣчны».

Забелин И.Е. в работе «История русской жизни с древнейших времен» предполагал, что выгнанные новгородцами варяги и есть эти самые волоты: «Это на восток к Печорскому краю; а на западной стороне у Ледовитого Поморья существует даже Волитово городище в заливе, который именуется Варангским, Варенгским...»

Веселовский А.Н. в статье «Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском)» отмечает, Вильтины это исполины упоминания о которых встречаются в белорусских преданиях: «Уже Птолимей упоминаетъ народъ Велитовъ на Востокѣ от Вислы и Нѣмана, или Виндавы… Спустя нѣсколько столѣтiй (c 798 по 1157 г.) мы встрѣчаемъ народъ велетабовъ или вильтовъ, вильцевъ, западнѣе на томъ же балтiйскомъ побережьѣ между рѣками Варной и Одеромъ и Гавелемъ». Профессор подробно останавливается на белорусском предании о Волотах, которое имело распространение около Вологды и Кубенского озера: «...они, будто бы, существовали до потопа, и про нихъ ходит широкораспространенная сказка о юношѣ великанѣ, встрѣтившемъ въ полѣ ратая съ плугомъ и волами и принесшимъ отцу эту крохотную невидаль, образчикъ будущаго, мелкаго человѣческаго отродья».

Автор предполагает о том, что Волоты повлияли и на родословную русских князей: «Въ «Родословiи великихъ князей русскихъ» начала XVI в., написанномъ въ Белоруссiи, говорится, что у Князя Владимира были «храбрые вои мнози, и начаша избивати силы великыа подъ городомъ подъ Кыевомъ… Такъ получился разсказъ о Вильтинѣ и вильтинахъ и ихъ борьбѣ съ Русью, которой также дали княжескую родословную».

Представляют интерес источники, где Волос или Велес отождествляется с мифологическим персонажем разной ипостаси. Так, в труде авторов Иванова Вяч.Вс. и Топорова В.Н. «Исследования в области славянских древностей», Велес (Волос) рассматривается, главным образом, как антипод Восточнославянского бога Перуна.

В своей работе авторы делают несколько лингвистических выводов из названий Волос и Велет, где они прослеживают связи: «Волос - волосатый, волохатый, отсюда - волхв - тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру); выделяется корень «Vel» в значении «мертвый»; «wael» (древне англ.) - «оставшийся на поле боя, труп».

Авторы рассуждают, что Волот он же Волос, Велес, Велет в славянской мифологии также представлен в образе змея: «Наиболее высоким рангом обладает Велес, Волос, выступающий как бог. Более известны и представлены в разных жанрах мифологические ипостаси противника Громовержца - Змей Горыныч, Змей Горымц, Змей Тугарин, Змей и т.д. В других сказках и особенно заговорах, поверьях т.п. представлена такие широко распространенные трансформации, как черт, лихой человек, а также змея и змеи в заговорах».

Рыбаков Б.А. в труде «Язычество древних славян», останавливаясь на рассмотрении указанных выше источников, делает очень интересные выводы. Первоначально автор переходит к критике работы «Исследования в области славянской древности»: «Книга Иванова В.В. и Топорова В.Н., откуда взяты эти примеры, производит впечатление подробной картотеки, частично систематизированной, но не являющейся целостным исследованием». А связано это с тем, что, по мнению Рыбакова Б.А. авторы отождествляя Велеса противником Бога Грозы не упомянув других значимых божеств ни Сварога - бога небесного огня, ни Рода, сидящего на воздухе. Тем, более как пишет Рыбаком Б. А.: «...отождествление Волоса со Змеем, ничем не доказанное и противоречащее материалам, собранным самими авторами».

Однако, не смотря на противоречащие выводы авторов, Рыбаков Б. А. на основе их труда делает свое заключение, где Велесу отводится несколько иная роль: «Составленная ими характеристика противника наводит на мысль о каком-то хтоническом божестве, связанном с водой и нижним подземно-подводным миром, которое было не столько противником, сколько антиподом Громовержца».

«Материалы и наблюдения Иванова и Топорова, - пишет Рыбаков Б.А., - будучи взяты вне зависимости от их концепции, позволяют построить тысячелетнюю историю образа Волоса… Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи», т.е. бога того единственного богатства первобытных охотников, которое олицетворялось тушей побежденного зверя. Связь Велеса с медведем позволяет датировать этот культ более поздней фазой развития охотничьего общества».

Далее автор размышляет о том, как мог Велес из культа охотников перейти в культ скотоводцев и позже изменить свою функциональную роль: «Поскольку скотоводство развилось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, то при переходе к скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал «скотьим богом» в прямом смысле слова… Воздействие постепенно возраставшего земледелия могло сказаться лишь в одном: архаичная связь Велеса с убитым, мертвым зверем, возникшая в охотничью пору, теперь осмысливалась шире - как мир мертвых вообще. Вполне допустимо, что именно по этой причине, в связи с культом предков, Велес и в земледельческом обществе сохранил связь с миром мертвых… После принятия христианства двойником древнего Волоса-Велеса стал святой Власий Севастийский».

Таким образом, рассмотренный источники такого мифологического персонажа как Волот или Велес дают несколько интересных художественных образов. В первую очередь это народ, Волоты - великаны огромные и красивые люди, предки нынешних людей, которые некогда были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Во вторых Велес, как мифологический персонаж имеет несколько форм, что зависит согласно выводам исследователей от стадионального развития, имеющего при этом общие черты - связь с животным миром и миром мертвых. Велес - это дух умершего дикого животного в облике медведя, бог покровитель скота и богатства, хтоническое существо в образе змея.

Next post
Up