Мандерлей (по горячим следам)

Dec 16, 2005 16:27

http://www.imdb.com/title/tt0342735/

Обсуждая "Мандерлай" со знакомыми, слышал их вывод, что этот фильм развенчивает демократию. Тогда у меня вопрос: если демократия по фон Триеру - фуфло, то получается рабство - это хорошо? Вопрос риторический, потому что глупости и мерзости в этой истории происходят из-за рабской психологии рабов, которых раньше заставляли работать на полях хозяева, а теперь Грейс заставила учить демократические уроки и не даёт им возможности жить своим умом.

На самом деле получается по фон Триеру, что рабство и свобода - это единое целое рабствосвобода, диалектическое единство и борьба противоположностей, одно невозможно без другого и поверяется им. И в зависимости от обстоятельств и натуры человека торжествует то одно, то другое.

Это фильм о человеческом консерватизме и желании видеть то, что хочется видеть. В гораздо большей степени это фильм о России (чем об Америке), по крайней мере, многие из нас, я думаю, без труда смогут найти массу параллелей с нашей новейшей и не очень историей. Первую половину кажется, что это вообще Платонов наоборот (у того народ стремится из капитализма в коммунизм, у фон Триера в обратном направлении). Символично даже то, что Мандерлэй в течение 70 лет шёл в разрез со свободной Америкой (хотя я уверен, это простое совпадение, и фон Триер не имел ничего такого в виду).

Вышенаписанным содержание "Мандерлая" далеко не исчерпывается, это то, что пришло в голову сразу после просмотра. Возможностей для интерпретаций и ассоциаций - море. Можно трактат написать.

Главное, что фон Триер в очередной раз доказал, что его кино подлинно гуманистично. Это не означает "доброе", это означает - исследующее человеческую душу, человеческую природу. Интересно, что фон Триер в это исследование активно вовлекает зрителя. Формой, поворотами сюжета, провокациями, закадровым голосом. В ход идут любые художественные средства. А самое интересное, что ему это удаётся! Естественно, позитивный настрой зрителя тоже важен, без него никак.

Пара слов о форме. Вновь традиции и эстетика брехтовского театра, но здесь не так, как в "Догвиле". См., например, игру и монтаж с помощью света, когда участки основного действия освещены ярче и находятся в фокусе внимания, а второстепенные в данный момент в тени или даже в темноте, что по-своему иронично, учитывая цвет кожи большинства основных персонажей.

По интонации и настроению фильм много легче "Догвиля". Называя вещи своими именами - это комедия. Не эксцентрическая со смехом до колик, а саркастическая, злая, но комедия. Самое удивительное, что при этом захватывает "Мандерлай" ничуть не меньше. Почти физическое наслаждение испытывал, глядя это кино. Невероятная естественность, выверенность и цельность.

Актёры остались было за кадром, что несправедливо. Без их блестящей игры "физическое наслаждение" было бы невозможно. Особенно хороши Дэнни Гловер и Джон Херт (голос за кадром, кстати, он может появиться на экране в "Вашингтоне"). По прошествии времени даже сравнение Ховард и Кидман отходит на второй план - каждая сыграла свою Грейс, что можно счесть как плюсом, так и минусом.

Брайс Даллас Хауард, Уиллем Дефо, usa, Денни Гловер, Кино, Ларс фон Триер, Исаак де Банколе, Ларс фон Трир, Мандерлей

Previous post Next post
Up