Хотя Одесса предсказуемо оказалась не моим городом, все же всегда найдется занятное. Неожиданным оказалось живое еврейское присутствие. Ожидаемой была монетизация еврейского наследия, этого тоже сколько угодно, но и то - частенько в кошерном кафе выходит хозяин в кипе, а в музыкальном трио, резко тормозящем толпу еврейскими мелодиями, тон задает скрипачка со слишком узнаваемым профилем и копной волос. Сегодня шаббат, и к главной одесской синагоге не скажу бежали ручьи, однако же текли вади колоритных групп отцов с мальчишками
Головы покрыты ермолками,
шерстяные нити цицита спадают из-под сорочек и пиджаков
Хотя эта запредельная демонстрация своей религиозности выглядит анахронизмом, евреи не единственные, кто проецирует религиозность вовне. Православные здесь не отстают. Я в Греции обратила внимание, что русских можно опознавать в том числе и по кресту. Крестоносцем также может оказаться грек, но никто больше замечен не был в ношении древнего символа. Кажется, мы ни разу не были в пляжной России, но вот пляжная и просто летняя Украина открывает любопытному взгляду нереальное, реально нереальное количество нательных крестов. Хочу соврать, что на каждом втором, но не стану. Потому что на каждом четвертом-пятом - это очень, очень много. Я и сама с крестом, ничего против не имею, просто заметки этнографа.И ведь не перестройка, не 90-е, когда разрешили интерес к религии, не эпатаж, не фронда. И бирюлек ведь много продается, есть чем украситься православным. А вот поди ж ты, такой наш выбор.
Есть место в Одессе и арабскому культурному центру - редкой красоты и гармонии современному зданию, вписанному в старый город - покурите хоть картинки, и турецкому консульству, а вместе с ним и нечастому, но и не раз встреченному хиджабу. Слава те Господи, бог един. Кстати, именно это и написано на арабском культурном центре.