Имя аир часто знакомо и тем, кто саму траву в глаза не видел. Много веков пользуют его в быту, лекарственность признают как в народной, так и в научной медицине. Растущий лентами вдоль водоемов аир общим обликом подходит под определение «камыш» - так называют в русском ареале любую прибрежную растительность, имеющую длинные мечевидные листья. Но его сочные изжелта-зеленые листья длиной едва ли не до метра имеют заметное отличие от листвы прочих «камышеобразных» - часто их края слегка волнисты, загофрированы. В илистом дне водоема или болотистой прибрежной земле утоплено изрядной, до полутора метров, длины корневище. Оно пронизано многочисленными воздушными ходами и на изломе выглядит губчатым, а поверхность его усеяна полулунными следами опавших листьев. Корневище исключительно богато душистыми маслами, а вот в корнях их практически нет. Цветение аира - явление сравнительно нечастое, мелкие невыразительные цветки собраны в початок, похожий на початок ароидных, которым аир является родственником и до недавних пор входил в то же семейство.
Аир обыкновенный имеет четыре крупных разорванных ареала: Индия и Юго-Восточная Азия, почти вся Европа вплоть до Уральских гор и Южной Скандинавии, средняя полоса Дальнего Востока, Центральной и Восточной Сибири и Северная Америка. Также имеются небольшие разрозненные массивы произрастания (например, в дельте Нила). Помимо всего прочего, географические расы отличаются по числу хромосом - североамериканские растения диплоидны, европейские - триплоидны, дальневосточные и, вероятно, индийские - тетраплоидны (и наиболее богаты эфирным маслом).
Общеизвестно, что появление аира в европейской части России связывают с татаро-монгольским нашествием. Как будто воины Чингисхана и Батыя разбрасывали куски корневища в водоемы при своем продвижении на восток: аир очищает воду, и там, где он растет, можно ее без опаски пить. Так ли это на самом деле, проверить уже невозможно, но в пользу справедливости этой версии служит широкое распространение таких названий растения, как татарское зелье, татарская трава, татарский сабельник, татарник и т.п. Подобные имена встречаются во всем славянском ареале, включая Польшу, Чехию и Сербию.
Пока аир с дикими ордами шел на Европу с востока, встречь этому потоку, из Западной Европы, пошел еще один, культурный. В позднее Средневековье аир был исключительно популярным медицинским снадобьем. Пишут, что в XVI в. немецкие аптекари продавали ежегодно около центнера сушеного корня аира, получаемого через Турцию. Целого растения не видели, так, например, в первых травниках известного итальянского врача и ботаника Пьетро Маттиоли (1501-1577) описан только засахаренный кусок корневища. Самый, кажется, знаменитый ботаник XVI в. Карл Клузиус (1526-1609), впервые вырастивший в Европе множество иноземных растений (в том числе тюльпаны, гиацинты и пионы), долгие годы мечтал о получении живого аира - Клузиусу тоже он был известен только в виде высушенного или засахаренного корневища. В 1574 г., будучи в должности директора ботанического сада в Вене, Клузиус получил живое корневище аира по дипломатическим каналам из Константинополя. Корневище было высажено на берегу пруда в ботаническом саду. Велико же было разочарование Клузиуса, увидевшего уже известное ему из восточных областей растение с такими невзрачными цветками. И еще одна точка входа аира в Европу: примерно в то же время португальские купцы ввезли его в Южную Европу из Индии.
Страничка из последней, посмертно изданной книги Маттиоли De plantis epitome utilissima (1586). Вероятно, один из первых в Европе рисунков аира
Таинственным и занимательным является отсутствие у европейской популяции аира плодов при том, что цветущие растения все же попадаются. То есть много веков это растение успешно себя поддерживает исключительно вегетативным размножением, и следов вырождения, опасности иссякания не видно. Причиной тому уже упомянутая триплоидность этой разновидности аира, тройной набор хромосом, делающим невозможным семенное размножение.
Напрасное усилие
Несмотря на заносность аира в Европе, о нем писал еще (аборигенный европеец) Теофраст, ибо слава этой душистой травы бежала впереди нее. Аир назван у него κάλαμος ό ευώδες - «душистый тростник» и описан как болотное растение, встречающееся в Сирии и Ливане (но не в Греции). «Зеленые, - пишет Теофраст о листьях аира, - они ничем не пахнут и становятся душистыми, только высохнув». Греческий ботаник приводит его в перечне растений, идущих на изготовление благовоний, и пишет, что «около Аравии, говорят, ветер, дующий с этой земли, дышит благоуханием».
Медицинское применение аира оставим за рамками этой заметки, скажем только, что основное употребление связано с его положительным действием на некоторые нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. У арабов и персов считался сильным афродизиаком. Помимо лекарственного аспекта, у разных народов широко применялся как пищевое растение - в виде специй для мяса и птицы, отвар - для ароматизации хлебобулочных изделий, салатов, первых блюд. Входит в состав таких столь же широко известных, сколь и малоупотребительных в нашем быту ликеров, как бенедиктин и шартрез (а также данцигской и швейцарской водок). Известно об изготовлении цукатов из аира и пишут, что они высоко ценятся в Турции. Я варила по такому рецепту: в густой сахарный сироп свежие корни аира длиной 3 см и расщепленные на 4 части, варить 10 мин, вынуть, разложить для просушки. И варила не 10 мин, а около часа, периодически вынимая и пробуя. Корневища добывала сама, лазивши в неаппетитном иле, лишала корней, отскребала корку. Получилась какая-то малосъедобная гадость, и близко не напоминающая любимый мной засахаренный имбирь - то, что я рассчитывала получить. Но пишут ведь, пишут, «драгоценным турецким лакомством» зовут. А вот историческое свидетельство белорусского этнографа XIX века П.М. Шпилевского: «…увидите несколько жидовок, торгующих сбитнем, но сбитнем белорусским, минским, приготовляемым из березовых листьев, аеру, липового цвета и патоки; сбитень кипятится в огромных… самоварах и разливается в чашечки с блюдцами» (из «Путешествия по Полесью и Белорусскому краю», 1853г.)
Эфирное масло аира используется в парфюмерии при отдушке мыла, кремов и помад, а на Востоке еще в древности молотые корневища входили в состав пудр и зубных порошков. Можно привести и пример употребления в нынешней домашней косметологии, где отвар корневища растения служит для предотвращения выпадения волос и в качестве тонизирующего при вялой коже лица.
Стоит иметь в виду, что в США аир считается потенциально канцерогенным растением, и производные из его сырья запрещены к применению в качестве пищевых добавок. В российской фармакопее еще не давно применение аира не было ограничено. Однако согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. аиром обыкновенным дополнен перечень «Растения, содержащие сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества» (тогда туда же попала и петрушка, вызвав в интернетах большое веселье).
Эфирное масло растения - один из сорока компонентов благовонного мира в православной церкви. Аир - практически неотъемлемая трава на Троицын день. Вместе с березой и кленом его освящали в церкви и украшали в этот день избы, устилали им полы. На украинском Полесье, кроме того, пролежавший в хате на полу в Троицкую неделю аир сохраняли для набивания им подушки покойного. Аиром вообще время от времени посыпали полы в жилищах - его острый запах, видимо, изгонял паразитов и несколько оздоравливал атмосферу.
И в заключение об официальных фитонимах. И латинское acorus, и русское аир имеют источником греческое άκορος, но в первом случае - прямое заимствование с простой заменой греческого окончания на латинское, в русский же название шло кружным путем - греческое имя заимствовали турки (agir), от турков - украинцы, и уже через украинское посредничество имя попало в русский. Первоначально άκορος у греков (помним, что аир в Греции прежде не рос) - предположительно названия какого-то желтого касатика, может быть, Iris pseudacorus. Имя встречается у Диоскорида и Плиния. Собственно άκορος возможно от α «без, не» и κόρη «зрачок», по излечиванию помутнения роговицы. Calamus - латинизация греческого же kalamos "тростник". Итого - аир-тростник.