Мы поехали с отцом на дачу и принялись драить там окна, полы, печки, выбивать одеяла, развешивать шторки, стелить постельки и мыть посуду - готовиться к новому дачному сезону. Привычный ход мыслей - эх, сюда бы на лето мое орхидное стадо, да книг немного, какая жизнь тогда бы началааась! Выходишь на крыльцо и жмуришься от счастья. А оно уже лезет, где-то и цветет, где-то трясет прошлогодними наращениями.
Кулечком лезет тюльпан, рядом начинает жадно простираться мокрица
Калина, несъеденная, несорванная сдает пост
Довольный сделанным, отец уступил моим мольбам, и мы съездили в мой любимый лесок. Это северное Полесье, самое его начало, кругом мелиоративные каналы, поля и луга. Все это летом оформляется рамами из самого непотребного и неукротимого бурьяна, да и весной там делать нечего, гаснет глаз. Но есть там небольшие возвышенности, не тронутые ни бывшими болотами, ни позднейшими мелиораторами. И на этих холмиках-островках - заповедные рощицы большей частью из орешника, вербы, серого тополя и дуба. Вот в них в эту пору года есть на что посмотреть. Там много лишайников и мхов, очень пышных в это влажное время
Грибы, никем не востребованные, мумифицировались за зиму
Им на смену уже пришли весенние шапочки эльфов (Sarcoscypha coccinea) - алый цвет в наших местах только на грибах и встретишь:
В рощице было не раз накакано, да и производитель этого гуано потом дал себя увидеть
И не раз прошлогодне насижено
Бодрится чистотел, ласточкина трава
Устремляется едомая сныть
И более интересное едомое растение - черемша, лук медвежий, Allium ursinum
Растение редкое, но не то, чтобы суперредкое, то там, то сям по всей Белоруссии растет, но в традиционном пищевом рационе белорусов напрочь отсутствовало, пастушью сумку, крапиву, борщевик - ели, а черемшу - нет. Сейчас едят.
Рано, рано, еще слишком рано. Вот хохлатка полая Corydalis cava, здесь ее будет очень много, в обеих цветовых вариациях, лиловая и белая, но пока она только выпрастывается из-под листвы
Малюсенький гусиный лук держит бутон наготове, но не раскрытым
Но одно цветение все же сыскалось, медуница неясная Pulmonaria obscura, какая милая! Теперь у меня настоящая весна, хотя уже накануне видела мать-и-мачеху.
Это было в воскресенье. А в понедельник упали сугробы. Но они выдержат, они способные. Потом в этой рощице будут селезеночник обыкновенный - чертово золото (как не любить народные названия!) , петров крест чешуйчатый - он любит орешник, ветреница лютичная, на опушке - купена многоцветковая, до сих пор не знакомая мне фиалка и истод хохлатый, а летом - только сныть, чистотел да крапивы, пекучие и глухие.