Корифей русско-украинского пейзажа Орловский Владимир Донатович

Jul 16, 2014 17:10

Оригинал взят у agrodel в Корифей русско-украинского пейзажа Орловский Владимир Донатович


Костер в поле

Орловский Владимир Донатович (1842-1914)- воспитанник Петербургской Академии художеств и один из лучших пейзажистов 80-х годов XIX века. Современники называли Орловского "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "искателем солнца", "несравненным пейзажистом южной природы", "корифеем русского пейзажа". Российско-украинский художник, пейзажист академической школы.Родился в семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. В 1861 по окончании гимназии поступил в Академию художеств. В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.В Академии художеств стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.В 1868г. - окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу. Три года (1869-72) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России.В 1874 году ему было присвоено звание академика, а в 1878 - профессора за картину «Сенокос». Также в 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.Представитель академизма. Произведениям художника присущи строгость композиционного построения, тщательность проработки деталей, пристальное внимание к эффектам естественного освещения.


Посев




Вид на Украине



Крестьяне у хутора



Летом на хуторе



Малороссийский пейзаж



Днепр




Закат над рекой

Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской. Он был популярен наравне с И. К. Айвазовским.



Летний день



На водопой



Пастбище



Озеро в Гатчинском парке

Картины Орловского очень разнообразны по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Специальность его - открытые виды леса.Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры . Морские виды Орловского замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом. Живопись Орловского сначала не вполне свободная , впоследствии стала мало-помалу широкою, колорит богаче.Любил «открытые» виды - морские пейзажи, закаты, разливы, лунные ночи, испытывая склонность к отображению наиболее эффектных состояний природы.



Хлеба зреют



Косари



Жатва

В 1881 предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х - 1890-х периодически бывал в Крыму. В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища.Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев.Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.



Пейзаж с прудом

Мотивы картин художника весьма разнообразны, особенно - в пейзажах с эффектами южного солнца. (По сведениям Ф. И. Булгакова, большинство подобных пейзажей Орловского, составлявших едва ли не вершину его творчества, оставались неизвестными для широкой публики, так как, минуя выставки, приобретались непосредственно из мастерской в крупнейшие художественные собрания).Представленная работа «Унесенный баркас» - одно из лучших, популярных в свое время произведений этого крупного пейзажиста второй половины XIX века. В 1887 году экспонировалась на выставке в Академии художеств, неоднократно воспроизводилась в дореволюционной печати, в том числе в издании Ф. И. Булгакова «Альбом русской живописи.

Во второй половине 19 века в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы.

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий - крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, - передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива - не более», - писал он.

россия, перепост, арт, история, украина

Previous post Next post
Up