"Цифровизация" школ - деньги на ветер

Jun 12, 2021 15:19


Как известно, очередной министр образования хочет «цифровизировать» школы.

Сам термин «цифровизация» является калькой с английского «digitalization». У нас даже так и говорят иногда: «дигитализация образования». То есть это очередное бездумное заимствование с запада модной тенденции, что само по себе плохо, ибо значит, что у чиновника пусто в голове и он следует моде и направлениям развития, устанавливаемым с запада.

Кроме этого, о цифровизации ползут слухи, но официально очень мало о ней информации: «электронные учебники, wi-fi, электронный дневник, интернет в школе».

Но, давайте посмотрим пристальнее.



1. Стоимость таких закупок, по самым скромным подсчётам, составляет порядка 2 триллионов рублей из гос. бюджета (порядка 30 миллиардов долларов). Это - по самым скромным подсчётам. Разумеется, на них можно будет хорошо нагреть руки российским чиновникам. Именно поэтому, в обсуждениях «цифровизации» участвуют представители бизнеса, но не участвуют педагоги и представители родителей.

Именно поэтому эти обсуждения скрывают от общественности, не выставляя их в интернет: чтобы всё было тихо и в кулуарах.

Но, как известно, для детей многие родители никаких денег не пожалеют: лишь бы учились бы. Но так ли хорошо то, что обещают?

2. Представьте себе уроки химии, на которых дети бы часто проводили лабораторные работы: одна колбочка, другая колбочка, меняются цвета и т.п.

У нас, сейчас, такие лабораторные проводят очень редко. Но ведь могли бы проводиться и чаще.

В ВУЗах не хватает оборудования, на котором готовятся студенты технических специальностей.

Что лучше, если ребёнок будет собственными руками щупать химию, физику и т.п. или будет, как и сейчас, сидеть за учебником, только теперь этот учебник будет уже в цифровом виде?

Вместо того, чтобы потратить эти деньги на улучшение образовательного процесса, чиновники хотят потратить деньги впустую: как была школа, так и осталась, только теперь там компьютеры будут. А курсы будут такими же скучными и бесполезными. Потому что будут непонятны школьницам-блондинкам, которым нужно не только формулу на доске увидеть, но и пощупать руками. А школа именно для таких блондинок - объяснить что и как должны всем. Иначе зачем она вообще в школе учится?

3. Как мы видим, потратить деньги есть куда. Но чиновники об этом не думают. Вся проблема в том, что им интересно следовать моде - второй волне компьютеризации школ, - а не думать об увеличении эффективности системы образования.

Если бы они думали бы об увеличении эффективности, то они могли бы продумать другую систему компьютеризации, и название у неё было бы другое, например, «система индивидуализации».

4. Как можно было бы компьютеризировать школу, чтобы делать это хорошо?

Мы все знаем, что дистанционная система образования имеет свои минусы. Однако, имеет она и свои плюсы.

Прежде всего, это возможность индивидуализации курсов, то есть перехода школьников на индивидуальные программы обучения.

Так, если школьник учится дома, то ему не нужно учиться в том же темпе, что и всему классу. Не нужно учиться и тому же курсу, что и весь класс.

Кто-то более талантливый, сможет пройти сложные курсы в 12-ть лет. Менее талантливые - в 14-16-ть лет. Кому-то они вообще не нужны - кто-то не захочет интегрировать в школе, а пройдёт какой-то другой, более интересный и полезный, курс.

Это позволило бы перенести часть подготовительных предметов в школу из ВУЗа и позволило бы значительно улучшить профессиональную подготовку специалистов. А также показать школьнику его будущую специальность, чтобы он мог не ошибиться в выборе.

В таком случае, компьютеры пригодились бы, в том числе, для передачи их в малообеспеченные семьи. И не обязательно покупать 8-миядерные процессоры на 4 ГГц. Достаточно пары ядер и одного гигагерца, чтобы сделать очень много вещей. Главное - достаточный объём оперативной памяти, причём, не обязательно быстрой.

У большинства семей же компьютеры и интернет есть и так.

При этом деньги бы ушли на подготовку хороших курсов, которые специально предназначены для дистанционного самостоятельного обучения и содержат много иллюстративного материала, примеров задач и т.п.

Однако, чиновникам главное не то, что хорошо, а то, что модно. Им важно лишь показать вид бурной деятельности.
Previous post Next post
Up