Про Эль Греко трудно писать, т.к. нужно живьем смотреть на его картины и удивляться : как это у него получилось в 16 веке? Какими знаниями он обладал, изображая вихрь ангелов и святых, с нимбами и крыльями, что чувствуешь беспокойство от схожести этого вихря с изображением галактик? А отчаяние со слезами в глазах у страдающих и отчаявшихся и наоборот у искренне уверенных, находящихся в религиозном экстазе? Как так произошло, что , начиная с византийской плоской и канонической иконописи, научившись цвету, перспективе и мощи классического ( античной Греции, кстати) тела у великих итальянцев-современников, он пошел дальше почти в абстракцию, ирриальность?
Выставка очень хорошо сделана. Удачное освещение и надписи на уровне глаз внятные. На смартфон загружаешь аудиогид. Еще очень удивило, сколько картин привезли испанцы. Не только из Толедо, но из крошечных испанских городов. А моего любимого мальчика с лучиной из Неаполя музея Каподимонте не привезли.
На выставке кураторы уделили много внимания итальянскому периоду. Были размещены рядом картины Тициана, Тинторенто, Бассано, чтобы наглядно показать, что видел Эль Греко у своих учителей и современников.
Сан Мартин, 1598, Вашингтон.
История, когда воин Мартин, увидев обнажённое бедняка, охватил часть своего плаща и укрыл плечи страждущего.
Почему-то не раздражает, что бедняк ростом с лошадь. А Мартин такой уже кроткий и смирившийся
А это Сан Мартин Бассано. 1578. Бассано ди граппа
Как полагается, плащ красного цвета.
Портрет кисти Тинторетто
Иоанн Креститель. Справа Тициан. Слева Эль Греко
Тициан, 1600
Тайная вечеря Тинторетто, 1550, Мадрид
Эль Греко.
Считается, что Эль Греко видел картину Тинторетто
Общая композиция, Иуда сидит спиной, табуретки, нож на столе наполовину висит в воздухе
Испанский период.
Крещение Христа.
Раздевание Христа. 1582. Толедо.
( после суда Пилата с Христа снимут одежду)
Поклонерие пастухов, 1605, Музей Патриарха, Валенсия,
Святое семейство с Анной и Иоанна Крестителем.
Святой Себастьян
Кающеяся Магдалина
Слезы Святого Петра