"Тоска по Родине". Черная кошка в темной комнате (окончание)

Apr 10, 2012 14:56

Анализ нотных текстов, в сочетании с анализом других доступных источников, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что марш "Тоска по Родине" был написан никак не позже начала 1904 года. Начавшаяся именно тогда же русско-японская война резко ускорила ход событий и привела к быстрому распространению нового марша - настолько быстрому, что мелодия словно бы оторвалась от своего настоящего автора и стала "беспризорной". Скорее всего, этим автором следует считать некоего Д. М. Трифонова - именно эта фамилия фигурирует на обложках клавиров, изданных в Симферополе военным музыкантом и нотоиздателем Я. И. Богорадом: "Сочинение Д. М. Трифонова". "Д. М. Трифонов" вполне может быть как настоящей фамилией автора, так и псевдонимом - в статье рассматриваются и обсуждаются различные версии (в частности, остроумная версия Ирины Легкодух о том, что автором марша является сам Я. И. Богорад). Впрочем, версии остаются версиями: вопрос об авторстве марша все-таки следует пока считать открытым.

"Тоска по Родине". Черная кошка в темной комнате (окончание)

... Помните, мы с вами чуть выше пришли к выводу: "Вот у кого-то сложилась некая красивая маршевая мелодия, примерно к 1903 году ставшая хорошо известной - но не по всей России, а в пределах какого-то одного её региона - например, одной губернии". Гипотеза о том, что тем регионом, где впервые появилась и где стала широкой известной мелодия марша "Тоска по родине", является Крым - эта гипотеза опирается на свидетельство Анастасии Цветаевой, младшей сестры нашей великой поэтессы.
В 1983 году с нею, уже очень немолодой, много времени проводила совсем еще юная тогда Ирина Легкодух, ныне кинодраматург. Дело происходило летом, в Крыму, в Коктебеле, где вокруг Анастасии Цветаевой собралась шумная компания ярких молодых людей, среди которых особенно выделялся Сергей Курехин - выдумщик и мистификатор, неистощимый на всякого рода розыгрыши. Собственно говоря, именно Курехин и напомнил тогда Анастасии Цветаевой полузабытый образ флейтиста по имени Яша, друга ее юности, когда-то тоже блиставшего в Коктебеле и которого все там тогда считали настоящим автором марша "Тоска по родине". Вспоминает Ирина Легкодух...
Previous post Next post
Up