Nov 21, 2012 10:50
॥श्रीः॥
Пхала-адхйа̄йа, 4-й па̄да (бхога)
Последний па̄да последнего адхйа̄йа Брахма-сӯтр описывает мукти. Виды наслаждения плодами џиџња̄са̄ и апарокша-џња̄ния - внутреннее счастье и благость самости согласно различным типам џња̄нинов, например, дэваты, которые достигли Брахман, как это описано во втором и третьем па̄дах. Переживание самости. Дхйāние в мокше. Методы выражения сварӯпāнанда.
Сампадйāдхикаран̣ам (4.4.1) - Высшая и конечная цель лучших из лучших - Брахман. Это и есть мокша. Переживание своей пробужденной индивидуальности - это мокша. Апарокша - унисон с желаниями Всевышнего.
Муктāдхикаран̣ам (4.4.2) - О наслаждении (бхога) в мокше и полном переживании самости в счастье.
Āтмāдхикаран̣ам (4.4.3) - Парам̇џйоти - это Брахман.
Авибхāгāдхикаран̣ам (4.4.4) - Все вместе взятые наслаждения и радости сāйуџйа (высшая форма мукти) не являются даже мизерной частью āнанды Брахмени. Наслаждения, доступные џӣву в мукти, такие же, как и те, которыми наслаждается сам Брахман. Существует, однако, разница между степенью Его āнанды и других.
Брāхмāдхикаран̣ам (4.4.5-7) - О том, как мукты наслаждаются в сāйуџйе.
Сан̇калпāдхикаран̣ам (4.4.8) - Наслаждение мукт не зависит от прикладываемых ими усилий.
Ананйāдхипатйадхикаран̣ам (4.4.9) - Существует ли наставник (гуру) в мокше?
Убхайавидхабхога̄дхикаран̣ам (4.4.10-16) - Наслаждения в мокше в телах или без?
Адхикаран̣ам созвучен с сутью предшествующего (4.4.6) о том, что свободные души способны наслаждаться в своих „чит-телах“ (чиддэха), несмотря на то, что у них нет физического тела. Несколько аргументов пӯрвапакши сводятся к тому, что не существует каких-либо свидетельств наслаждения души в состоянии сушупти, даже если она обладает своим „чит-телом“, но лишена привязанности к физическому телу. Как же душа может наслаждаться в мукти, где она пребывает только в „чит-теле“ - теле-сознания, и не имеет материального тела?
Если признать, что свободные души обладают телами, то неизбежным следствием этого будет их способность испытывать боль, страдание и несчастье, которые ассоциируются с воплощением в теле. В этом случае о них нельзя сказать, что они переживают чистое счастье без тени страдания. Если у них нет тел, то отсутствует и сама возможность наслаждения. Даже факт наличия у них чит-тел, пребывающих в теле Брахмени, не убеждает в том, что они способны наслаждаться. Это может быть верно для са̄йуџамуктов, но как же с остальными? Да и в случае са̄йуџамуктов - радость от некоторых видов наслаждения, приписываемых им, невозможна без признания у них тел, отличных от чит-тела или брахма-дэха. От чит-тела нет никакой пользы, так как мы установили, что, несмотря на его наличие в сушупти, наслаждения не наблюдается. Всё это говорит о том, что наслаждение мукт невозможно объяснить, не признав наличия или отсутствия у них тела.
Сиддха̄нта: наслаждение в мукти можно объяснить, даже признав наличие у мукт тела, не говоря уже о его отсутствии. Сӯтрака̄ра обращает наше внимание на две точки зрения по данному вопросу - Ба̄дари и Џаимини.
Ба̄дари считает, что у мукт нет иного тела, кроме чиддэха. Џаимини говорит, что, согласно Удда̄лака-Щрути, некоторые мукты высшего ранга, помимо их чиддеха, обладают способностью облекаться в материальные тела из светящейся субстанции „щуддхасаттва“. Тела эти создаются не кармом. Что же касается наслаждения, которое испытывают мукты благодаря их телам щуддхасаттва, то чиддехи в этом случае остаются субстратом (основой) щуддхасаттва-тел.
Ба̄дара̄йан̣а согласен и с той, и с другой точкой зрения. Счастье переживается внешними телами мукт, сотканными из светящейся субстанции щуддхасаттва или их сварӯпа-(чид)-дэхов или их нематериальных тел. Отсутствие переживания счастья в сушупти даже при наличии чиддэхов обусловленно сильным влиянием бха̄варӯпа-џња̄ния. Но так как оно разрушается в мокше, трудности с переживанием счастья через сварӯпадэха не возникает.
Сӯтрака̄ра отвергает заявление, что обладая телами, естественным следствием воплощения в этих телах будет боль и страдание, что противоречит лишенному недостатков состоянию муктов. Невозможность наслаждаться радостью, не имея тела, и подверженность боли и страданиям в воплощенном состоянии (при наличии тела) свойственны только неосвобожденным душам. Муктам же чужды оба эти состояния. Они - сатйасам̇калпы, то есть могут осуществить желаемое, и уклониться от нежелательного.
Сӯтро 13 объясняет, что мукты наслаждаются, даже не обладая телами, так же, как человек может наслаждаться чем-либо в своих снах, которые не привязаны к физическому телу. Отсутствие такой привязанности к телу по сути равнозначно отсутствию тела.
Сӯтро 14 подтверждает наличие у мукт чиддэха (чит-тела), в котором они переживают счастье. Мукты могут обладать светящимися телами щуддхасаттва, но это не означает, что обладание этими телами может привести мукт к страданиям и горю, свойственным обладанию физическим телом. Привязанность мукт к такого рода телам по их воле не означает, что эти тела являются неотъемлемой частью мукт и обязательным условием их жизни и счастья (как в случае с нашими физическими телами в сам̇са̄ре).
Сӯтро 15 говорит, что независимо от того, какой природы тело мукты (чит или щуддхасаттва), мукта всегда переживает только благое, приятное и несущее счастье. Слова „татха̄ хи дарщайати“ в этом сӯтре подчеркивают суть мукти - освобожденные души наслаждаются чистым счастьем и благостью. Они не испытывают боль или страдания. Щрути подтверждает, что мукта „полностью осовобждается от горестей сердца“ (Брьх.-Уп. 4.3.22), и „в высших мирах нет страданий“ (Кат̣ха-Уп. 1.12).
Сӯтро 16 говорит, что только в двух состояниях, сушупти (сам̇патти) и мокша (сва̄рйайа), џӣва̄тман действительно лишен боли и страдания, которые являются результатами его (аништ̣а)-пун̣йам и его грехов (па̄пам). В своем комментарии Мадхва̄ча̄рйа обращает наше внимание на слово „анйатара“ и объясняет, почему Ба̄дара̄йан̣а избрал именно это слово. Џӣва̄тман не испытывает страданий и боли в обоих состояниях (мокша и сушупти), а не только в том или другом, как можно ошибочно предположить. Слово „анйатара“ предупреждает неверное понимание этого сӯтра.
Џагадвйāпāрāдхикаран̣ам (4.4.17-20) - О пределах āнанды освобожденных душ.
Экарӯпāстхитйадхикаран̣ам (4.4.21-22) - Уменьшается или возрастает счастье в мокше?
Анāврьттйадхикаран̣ам (4.4.23) - Бесконечность и вечность āнанды в мокше. Возвращения в сам̇сāр никогда не произойдет. Мокша - это конечная и высшая цель. Земля обетованная. Из мира Бога не бывает возврата.
Так заканчивается последний пāда последнего адхйāйа Брахма-сӯтр. На этом и мы заканчиваем беглое знакомство с Брахма-сӯтрами Ба̄дара̄йан̣ы.
арджуна,
вйаса,
пашупата,
хатха йога прадипика,
вриндаван,
садхана,
хатха йога,
бхагавад гита,
йаджурведа,
шиваратри,
вегетарианство,
смрити,
мокша,
видйабхушана,
гопи,
кенопанишад,
сампрадая,
венкатачалам,
шрути,
будда,
хари,
курукшетра,
йогасутра,
пракрити,
шиваит,
манускрипт,
вишнутаттва,
веданта-сутра,
адвайта,
кришнаиты,
йога,
махадева,
таттва,
шива,
вишну,
санкранти,
бхагавата,
брахмасутры,
корова,
шримад,
бхеда,
таратамйа,
дхату,
веда,
гита,
индуизм,
шайва,
удупи,
пураны,
политеизм,
джива,
ведический,
брахмасутра,
тамас,
пурана,
радха,
миманса,
асура,
лакшми,
мадхвачарйа,
мукти,
гаятри,
тантра,
мадхвачарья,
брахманы,
радхарани,
сватантра,
таттводйота,
вьясатиртха,
монизм,
риши,
асуры,
карма,
дхарма,
бадарайана,
парамопанишад,
саманвайа,
санскрит,
муктавали,
брахман,
врата,
панчаратра,
сиддханта,
вайшнавизм,
нарака,
бхакти,
гаудия-вайшнавизм,
пашанда,
мурти,
раса,
падманабхачар,
панчанга,
арии,
аранйаки,
шветашватара,
хатха,
кали,
брахматарка,
чарвака,
джаятиртха,
йаджур,
индия,
джайатиртха,
дравида,
индология,
шри,
кришна,
бхагавата пурана,
пурнима,
веданта,
маявада,
атхарваведа,
шастра,
вишиштадвайта,
патанджали,
ведийский,
бхагаватам,
гаудийа,
куру,
адвайтин,
джайны,
медитация,
стрисанга,
буддисты,
шиваиты,
грантха,
гайатри,
нарайана,
самсара,
видьябхушана,
йога сутры,
мантры,
нараяна,
атман,
врадж,
сварупа,
мадхва,
смрити-муктавали,
сутра,
санкхйа,
ахимса,
аваидика,
арий,
веды,
нирнайа,
асана,
санкхья,
рудра,
шива самхита,
шрила,
йога-сутра,
джайанти,
карнатака,
история Индии,
упанишады,
буддизм,
шака врата,
шлока,
йога сутра,
таттвавада,
свастика,
пандит,
девата,
дживы,
баладева,
ригведа,
махабхарата,
виласа,
пуруша,
брахма-сутра,
сансара,
кшатрий,
вьяса,
шайвы,
итихаса,
гьяна,
сукта,
майсур,
бхарата,
древняя индия,
рамануджа,
агама,
шанкара,
хинду,
брахма-сутры,
деви,
джйотиш,
лила,
камасутра,
вишеша,
шримад бхагаватам,
двайта,
прамана