Nov 01, 2012 23:05
॥श्रीः॥
Самāнāдхикаранам (3.3.20-21) - Результаты упāсан зависят от качества упāсан. О различной интенсивности āнанды в мокше. Дэвы совершают упāсану иначе, чем рьшии, рьшии иначе, чем простые смертные и т.д.
На вā вищешāдхикаран̣ам (3.3.22-23) - Термин „āтман“ вмещает силу всех качеств и достояний Брахмана. От йогйаты адхикāрина зависит количество гун̣ов Брахмана, на которых он может сосредоточить свое сознание. Как уже говорилось, словом „āтман“ обозначаются все гун̣ы Брахмана, но медитирует адхикāрин на то число гун̣ов, которое он способен скомбинировать при медитации.
Самбхрьтйадхикаран̣ам (3.3.24) - О градации усилий и их интенсивности. О градации йогйаты для разного вида упāсан-медитаций. Только дэвы способны медитировать на такие качества Брахмана, как „самбхрьти“, „дйувйāпти“ и др.
Пурушавидйāдхикаран̣ам (3.3.25) - Медитация всегда соответствует йогйате адхикāрина, уровню его понимания и уровню знаний.
Ведхāдйадхикаран̣ам (3.3.26) - Адхикаран̣ам объясняет, что на такие качества Брахмана, как „уничтожение нечестивых“, „пронзание и сокрушение грешников“ и т.п., о которых говорят Веды (Рьг-Веда, 10.87.4; 7), адхика̄рины (сан̇нйāси) не должны медитировать. Сосредоточение на такого рода качествах, связанных с насилием, идет вразрез с характером и душевным окрасом сан̇нйа̄си, которые отрицают всякую мысль о насилии или причинении вреда.
Сиддха̄нтам приводит слова Смрьти о том, что право и способность сокрушать нечестивых, приобретаемые в медитации на соответствующее качество Брахмана (способность уничтожать грешников), не является результатом медитации, к которому стремятся и которого должны достичь сан̇нйа̄си. Такие качества не соответствуют образу их жизни и духу сāдхания. Поэтому им не следует этого и желать. Такого рода качества не являются теми достоинствами, на которые они медитируют. Слова Щрути, предписывающие уничтожение нечестивых, относятся только к дэватāм, а слова Смрьтий, оправдывающие убиение наихудших из худших вопреки морали, относятся к кшатриям.
Муктопāсанāдхикаран̣ам (3.3.27-28) - Упāсанā продолжается и в мокше.
Чхандāдхикаран̣ам (3.3.29-31) - Все поступки мукт происходят только по их собственному желанию и ради удовольствия.
В адхикаран̣е поднимается вопрос, который естественным образом вытекает из темы предыдущего адхикаран̣а - продолжают ли мукта-џӣвы совершать поклонение, йаги и пр. кармены. На этот же вопрос наводят изречения Рьг-Веда (10.71.11) и Маха̄бха̄рата (13.18.16). Существует фундаментальная разница между постоянностью упа̄саны в мокше и действиями мукт. Поступки мукт не являются непрерывными, то есть они исполняются время от времени, а не постоянно.
Сиддха̄нтам раскрывает этот вопрос следующим образом: все, что делают мукты, является естественным поклонением Брахману. Верно и то, что они в состоянии поступать любым образом, как только пожелают. Тем не менее, их деятельность движима иными факторами, чем мирская, например, просто радостью от исполнения. Чувствительность к греху (пратйава̄йа), возникающему в результате бездействия или в связи с еще не достигнутыми плодами от каких-либо поступков, не касается мукт, так как они āптака̄мы и находятся вне сферы действия мирских законов. Их поступки не диктуются постоянной необходимостью, а исполняются лишь иногда как поклонение Брахману или под влиянием сам̇ска̄р от их действий в сан̇са̄ре.
Что же касается упа̄сан, то мукты их продолжают непрерывно и регулярно. Сам̇ска̄ры, относящиеся к действиям и упа̄санам, отличаются по своей сложности, интенсивности и качеству. Например, в ща̄страх мы находим строгое предписание для са̄дхака ни на секунду не прекращать щраван̣ие, манание и т.д. Но в отношении кармен такого правила нет. В отличие от просто поступков, упа̄сана̄ схожа по своей природе с џња̄нием и является проявлением такой глубинной характеристики џӣва̄тмана, как сознательность, наличие сознания. Сам̇ска̄ры от постоянной упа̄саны в сан̇са̄ре ведут к полному проявлению у мукт глубинных сам̇ска̄р, связанных с упа̄саной. Итак, в мокше есть и действия, и упа̄саны, с той лишь разницей, что действия совершаются время от времени, а упа̄саны постоянно и непрерывно.
продолжение следует
вйаса,
вьяса,
ведический,
брахмасутра,
веданта-сутра,
бадарайана,
веданта,
мадхва,
таттва,
брахман,
таттвавада,
ведийский,
агама,
вайшнавизм,
брахма-сутры,
мадхвачарйа,
веды,
двайта,
мадхвачарья,
веда,
брахма-сутра