Брахмасутры - Часть 40

Oct 23, 2012 08:39



॥श्रीः॥

Сāдхана-адхйāйа, 2-й пāда (Бхакти-пāда)

Сандхйāдхикаран̣ам (3.2.1-4) - О реальности объектов снов. Они создаются Брахманом из определенного материала и полностью зависят от Него.

Парāбхидхйāнāдхикаран̣ам (3.2.5) - Пӯрвапакшин связывает возникновение снов с наличием или отсутствием знания. Однако, Брахман обладает силой и могуществом не только генерировать наши сновидения, но и лишать нас сновидений.

Деха-йогāдхикаран̣ам (3.2.6) - Сознание и тело - опыт взаимодействия органов восприятия. О состоянии бодрствования. Вся жизнедеятельность зависит от Брахмана и поддерживается Им одним.

Тадабхāвāдхикаран̣ам (3.2.7) - Бхакти - средство достижения мокша и состояния сушупти, сна без сновидений, в котором џӣвы покоятся в Брахмане, присутствующем в сушумнāнāд̣и.

Прабодхāдхикаран̣ам (3.2.8) - Пробуждение из сушупти происходит только благодаря побуждению, импульсу от Брахмана.

Кармāнусмрьтйадхикаран̣ам (3.2.9) - О вечной и неизменной зависимости џӣвāтманов от Брахмана. Зависимость их состояний и положений.

Мугдхапрāпйатвāдхикаран̣ам (3.2.10) - О трех состояниях человека (џӣвāтмана): сон, бодрствование и сушупти. Приблизиться к Брахману также возможно и в четвертом, редком состоянии - обмороке.

Стхāнабхедāдхикаран̣ам (3.2.11-13) - Все формы и образы Брахмана одинаково совершенны и равны.

Арӯпāдхикаран̣ам (3.2.14-17) - Брахман обладает формой и цветом, лежащими за пределами нашего восприятия.

Пӯрвапакшин считает, что если Брахман лишен форм и цвета, то бхакта лишается спонтанного и естественного чувства красоты Брахмана и желания Ему поклоняться. С другой стороны, если Брахман имеет форму и цвет, то это предполагает преходящесть, что также лишает мотивации к достижению бхакти. Сиддхāнтам: Брахман не обладает формами, доступными нашему восприятию, или формами, которые привычны нам в этом мире.

Упамāдхикаран̣ам (2.2.18) - Несостоятельность и опровержение Бхедāбхедавāда. Џӣвы не являются сварӯпāм̇щами Брахмана, подобно Его аватāрам. Отличие џӣвāтмана от Брахмана.

Ам̇бувададхикаран̣ам (3.2.19) - Пробуждение самости является плодом бхакти. Просто понимать теоретически свою ограниченность и зависимость от Брахмана еще не достаточно для осознания своей индивидуальности.

Врьддхихрāсāдхикаран̣ам (3.2.20-21) - О градации бхакти в мокше. Степени бхакти в зависимости от уровня адхикāринов. Градация сāдхан и градация плодов сāдхан. Разные уровни āнанды. Различия интенсивности испытываемого āнанда.

Пāлакатвāдхикаран̣ам (3.2.22) - Брахман - защитник и поддержатель живых существ.

Авйактāдхикаран̣ам (3.2.23-27) - О непроявленности и недоступности для познания природы Брахмана. Собственными усилиями џӣвāтман не способен понять природу Брахмана. Однако это возможно с помощью бхакти и лишь милостью самого Брахмана.

Пӯрвапакша: Бхакти не обязательна для обретения апарокша-видения Брахмана. В некоторых щрути говорится, что Он постижим непосредственным видением, то есть Брахман должен быть вйакта, конкретным существом. В этом случае бхакти не играет большой роли для обретения такого видения. Если же наоборот, Брахман авйакта, непроявленное, то Он останется всегда непознанным и бхакти тут ничем не поможет.

Сиддхāнтам: Без апарокша-џњāния невозможен мокша. Џӣвāтман не в состоянии познать непознаваемое. Стать познаваемым Брахман может по своей воле. Только милость Брахмана может помочь достичь апарокша-видения, а бхакти это путь, ведущий к Его милости. Непосредственное видение Брахмана однозначно зависит от бхакти.

Ахикун̣д̣алāдхикаран̣ам (3.2.28-31) - Не существует противоречия между двумя утверждениями: 1. Брахман есть счастье, знание, сила, действие, побуждение и пр., и 2. Все эти качества являются достояниями Брахмана.

Пӯрвапакша: если Брахман это счастье и пр., но в то же время и обладатель этих величин (счастье, сила, знание...), то отсюда следует вывод, что Брахман, будучи знанием, обладает самим же собой, а раз Он неотличен от знания, которым сам же обладает, то мы снова возвращаемся к вопросу о бхакти: испытывать бхакти можно к кому-то, исполненному достояний, таких, как знание, счастье, могущество и пр., если же Брахман обладает этими достояниями, то Он никак не может быть счастьем, знанием и т.д.

Сиддхāнтам: тождество между знанием, счастьем, как таковыми, и их обладателем возможно благодаря принципу «вищеша». Здесь приводится пример змеи и ее спиральной формы или формы кольца. Змея сама является кольцом (когда она в него свивается) и в то же время кольцо является ее атрибутом.

Параматодхикаран̣ам (3.2.32-34) - Счастье, знание и пр. являются самой природой Брахмана, самим Его существом. Они не доступны нашему восприятию должным образом. Они за пределами. Тем не менее мы описываем их доступными нашему восприятию словами „счастье, знание“, но если поставить эти слова на тот же уровень с доступными нашему восприятию, то стремление к бхакти не возрастет, потому что бхакти могут вызвать только надмирные достоинства.

Пӯрвапакша: не существует щрути-прамāн̣ о том, что атрибуты Брахмана за пределами нашего восприятия. А если это так, то есть они находятся в одном ряду с нашими мирскими представлениями о счастье, знании и т.д., то в бхакти нет большого смысла. Для чего добиваться бхакти ради того, что и так нам доступно и понятно?

Сиддхāнтам: качества Брахмана вне нашего понимания, но им даны мирские названия, потому что у нас нет выбора. В нашем мире мы не можем выражать предметы и явления каким-то надмирным языком - он нам неизвестен. Поэтому мы вынуждены называть явления не этого мира словами, доступными нашему пониманию и хоть как-то отражающими суть этих явлений на нашем уровне.

Стхāнавищешāдхикаран̣ам (3.2.35-36) - Адхикаран̣ам продолжает ту же мысль, что и предыдущий, подводя нас к понятию «бимбапратибимбатва» между Брахманом и џӣвāтманом, а также различию между ограниченным счастьем, испытываемым џӣвāтманом, и недоступным нашему восприятию счастьем Брахмана. Адхикаран̣ам объясняет связь бимба-пратибимба (Раз и отражение), которая подкрепляет и оправдывает мотивацию для достижения бхакти в адрес Существа, обладающего неизмеримым счастьем, неизмеримой силой и неисчерпаемым знанием.

Пӯрвапакша: ввиду различий между џӣвами и тем объемом счастья и знания, которым они обладают, невозможно признать, что они сиречь отражение одного и того же Раза (бимба).

Сиддхāнтам: такое возможно в силу разных упадхи или среды, в которой отражается отражение, или в силу особого могущества самого Брахмана.

Татхāнйатвāдхикаран̣ам (3.2.37) - Даже та форма Брахмана, которую видят посредством дхйāния, остается недоступной нашему восприятию.

Сарвагататвāдхикаран̣ам (3.2.38) - Брахман - единственная основа и причина мироздания, любой его части, в прошлом, настоящем и будущем.

Пхаладāнāдхикаран̣ам (3.2.39-42) - Результаты любых поступков воздает Брахман.

продолжение следует

вйаса, вьяса, ведический, брахмасутра, веданта-сутра, мантры, бадарайана, веданта, мадхва, таттва, брахман, таттвавада, ведийский, агама, вайшнавизм, брахма-сутры, брахмасутры, мадхвачарйа, веды, траивидхйа, таратамйа, веда, двайта, мадхвачарья, брахма-сутра

Previous post Next post
Up