॥श्रीः॥
Саманвайа-адхйāйа, 4-й пāда
Āнумāникāдхикаран̣ам (1.4.1-9) - В адхикаран̣е девять сӯтр. Брахман - высшее непроявленное.
Џйотирупакрамāдхикаран̣ам (1.4.10-11) - Два сӯтра раскрывают Брахмана как суть и цель, в том числе, и карма-кāн̣д̣а.
На саӈкхйопасаӈграхāдхикаран̣ам (1.4.12-14) - В трех сӯтрах адхикаран̣а описаны пять форм Брахмана, упоминаемые в щрути (Брьх. Уп. 4.4.18 - прāн̣а, манас и т.д.).
Кāран̣атвенетйадхикаран̣ам (1.4.15) - Брахман - единственная причина
космического Творения.
Самāкаршāдхикаран̣ам (1.4.16-23) - В восьми сӯтрах излагается суть принципа «Саманвайа» - в чем и как выражается смысл Вед.
Пракрьтйадхикаран̣ам (1.4.24-28) - Пять сӯтр описывают, какого рода и пола Брахман (муж. или жен. или ср.).
Этена сарве вйāкхйāтāдхикаран̣ам (1.4.29) - Отрицание и негативное описание - принцип познания Брахмана.
Авиродха-адхйāйа, 1-й пāда
Адхйāйа посвящен опровержению анти-ведических учений, а также провозглашает высший статус щрути и ведāнтовых смрьтий.
Смрьтйадхикаран̣ам (2.1.1-3) - Адхикаран̣ам состоит из трех сӯтр. Тема: полный разгром еретических, анти-ведāнтовых учений и смрьтий (Щаива, Пāщупата, Сāӈкхйа, Йога Патанџали, Кāнāда-Ваищешика, учение и взгляды Хаиран̣йагарбхи и др.).
На вилакшан̣атвāдхикаран̣ам (2.1.4-5) - В двух сӯтрах описывается высший статус щрути и ведāнтовых смрьтий.
Абхимāнйадхикаран̣ам (2.1.6-7) - Абхимāни-дэваты как управляющие неодушевленными началами и стихиями.
Асад-адхикаранам (2.1.8-13) - В адхикаран̣е опровергается теория о том, что причиной мироздания является его предшествующее разрушение или отсутствие мироздания во время махāпралайа. Другими словами, является ли несуществование мира в период махāпралайа залогом возникновения нового мира.
Бхоктрāпаттйадхикаран̣ам (2.1.14) - Пӯрвапакшин исходит из того, что џӣвāтман в мокше сливается с Брахманом и они становятся одним целым, тождественными друг другу. В щрути есть ряд мест, где на это намекается. Если это так, то Брахман лишается положения единственного и однозначного источника мироздания. Это заблуждение, равно как и „намеки“ щрути, объясняются и опровергаются.
Āрамбхан̣адхикаран̣ам (2.1.15-21) - В семи сӯтрах Брахман раскрывается как движимая причина Творения, а время, џӣвы, карма, пракрьти и пр. полностью и во всем подчинены и зависят от Него.
Итаравйападещāдхикаран̣ам (2.1.22-27) - Џӣвāтманы не могут быть действенной причиной мироздания. Адхикаран̣ам состоит из шести сӯтр.
Щрутесту щабдамӯлатвāдхикаран̣ам (2.1.28-32) - В пяти сӯтрах разбирается вопрос об объеме усилий, которые Брахман прикладывает для сотворения мира. Использует ли Он всё свое могущество или только его часть. Проблема в том, что и в том, и в другом случае это несколько унизительные состояния для Брахмана. Если Он выкладывается на полную мощь, задействует все свои силы и энергии, то Его могущество принижается (Он вынужден надрываться). Если же считать, что Он использует только часть своего могущества, то это противоречит утверждению о Его неделимости и целостности.
Напрайоџанаваттвāдхикаран̣ам (2.1.33-34) - Брахман создает мироздание не потому, что Ему это зачем-то нужно. Он самодостаточен и не нуждается в чем-либо.
Ваишамйанаиргхрьн̣йāдхикаран̣ам (2.1.35-37) - Брахман беспристрастен. В Божьем промысле нет места жестокости и злу. В адхикаран̣е объясняется существование в мире зла, насилия, жестокости, страданий и пр.
Сарвадхармопапаттйадхикаран̣ам (2.1.38) - Отсутствие недостатков и изъянов в Брахмане. Природа Брахмана - сверхисполненность благостей и достоинств.
продолжение следует