Брахмасутры - Часть 27

Sep 26, 2012 12:48



॥श्रीः॥

Щāстрайонитвāдхикаран̣ам (1.1.3)

ॐ शास्त्रयोनित्वात् ॐ

Роль и место Щāстра в процессе миропознания описывается в Щāстрайонитвāдхикаран̣е. Щāстра - единственный достоверный источник информации о природе Брахмана и мира. Миропознание, равно как и познание Бога, не может основываться только на логических умозаключениях (анумāна). Логические размышления - слишком шаткий и недостаточный инструмент познания.

В предыдущем адхикаран̣е щрути объясняли, почему Брахман является причиной и основой мироздания. Здесь пӯрвапакшин считает, что Рудру и других дэват также можно считать причиной мироздания. К такому выводу он приходит на основе логических умозаключений.

Сиддха̄нтин опровергает это утверждение. Единственным достоверным источником знания о Брахмане и мире является ща̄стра. Щрӣ-Вйāса объясняет, что умозаключение, которому нет подтверждения в щрути, не может быть истинным. Логическая аргументация имеет вес и может претендовать на достоверность, только если она приводит в гармонию кажущиеся противоречия щрути и способствует стройной безупречности мысли. Логические выводы не могут быть самостоятельным и независимым источником знания.

Далее Мадхвāчāрйа говорит, что предмет, который не может быть познан непосредственно органами чувств (глаза, уши и пр.), нельзя однозначно считать несуществующим. Он показывает ряд примеров, которые доказывают существование объектов, находящихся за пределами нашего восприятия. Следовательно, существование Бога также нельзя отрицать.

Ща̄стры не ограничены лишь Упанишадами. Веда, Пањчара̄тра, Итиха̄сы, Пура̄н̣ы и др. не противоречат Упанишадам.

Саманвайāдхикаранам (1.1.4)

ॐ तत्तुसमन्वयात् ॐ

В предыдущем адхикаран̣е утверждалось, что единственным достоверным источником знания о Брахмане и мире является ща̄стра. Теперь пӯрвапакшин заявляет, что в ща̄страх традиции Пāщупата, Рудра провозглашается причиной мироздания. Иногда это же утверждение мы встречаем и в Ведах. По этой причине Вишн̣у нельзя считать единственным источником Бытия и причиной творения.

Сӯтро ॐ तत्तुसमन्वयात् ॐ опровергает точку зрения пӯрвапакшина и устанавливает сиддхāнтам. Слова ща̄стр должны быть гармоничны и отвечать критериям упакрама, упасам̇ха̄ра и др. В сӯтре это называется „анвайа“. Понятие „анвайа“ объясняется так: अन्वीयन्ते शक्तितात्पर्यगोचरेण सम्बन्ध्यन्ते तथा ज्ञायन्ते यावत् । वाक्यानि एतेन इति व्युत्पत्त्या. Эти принципы помогают понять значение слов и всего утверждения путем установления синтаксической и семантической связи между словами. Поэтому этот процесс называется „анвайа“.

उपक्रमोपसंहारावभ्यासोऽपूर्वताफलम् ।
अर्थवादोपपत्ती च लिङगं तात्पर्यनिर्णये

Не следует довольствоваться поверхностным значением слов. Необходимо понять весть, которую несут слова, применяя выше описанные критерии и принципы.

आपातजप्रत्ययाश्च परस्परविरोधिनः ।
अविरुद्धा प्रतीतिस्तु पूर्वापरविमर्शजा ॥
नहीक्षुलेहने नैव ज्ञात इक्षुरसो भवेत् ।
नचेक्षुदण्डं निष्पीड्य लब्धो नेक्षुरसोभवेत् ॥

Ӣкшатйадхикаран̣ам (1.1.5-11)

ॐ ईक्षतेर्नाशब्दं ॐ

В предыдущем адхикаран̣е говорилось, что согласно щāстру, Брахман, является причиной и источником мироздания. К этому мы приходим, применяя в изучении щāстр принципы упакрама, упасам̇ха̄ра и др. Но, пӯрвапакшин говорит, что щрути некоторыми из своих утверждений, например, „йато ва̄чо нивартанте“, указывает, что Брахман словами непознаваем. Он за пределами любых слов. Бога нельзя познать словами или объяснить ими. Следовательно, возникает резонный вопрос - как же щāстра может утверждать, что Он есть причина мироздания?

На это сиддха̄нтин говорит, что щрути не ограничивается только этими словами. Есть и другие, например, „пурушам икшате а̄тманам пащйати“, а это значит, что Брахман может стать познаваемым. Секрет в том, что Его невозможно познать с помощью чего-либо, помимо щрути. Только щрути несет достоверное знание о Нем. Такие слова щрути, как „йато ва̄чо“, однозначно не отрицают и того факта, что Его можно познать через слово. Смысл в том, что Его невозможно познать полностью, так как Он не ограничен. Мадхвāчāрйа приводит цитаты, в которых утверждается, что все Веды несут знание о Нем. Его называют अज्ञेय, अवाच्य, अतर्क्य и т.д. только для того, чтобы указать на невозможность познать Его полностью.

न तदीदृगिति ज्ञेयं न वाच्यं न च तर्क्यते ।
पश्यन्तोऽपि न पश्यन्ति मेरो रूपं विपश्चितः ।
अप्रसिद्धेः अवाच्यं तद् वाच्यं सर्वागमोक्तितः ।
अतर्क्यं तर्क्यमज्ञेयं ज्ञेयमेवं परं स्मतम् ॥

Об а̄тмане же говорится, что он познаваем и не является Щуддха-Брахманом, то есть Ниргун̣а-Брахманом. Он - а̄тман, находится во власти гун̣ов, иными словами, он џӣва. Сам Щрӣ-Вйāса отрицает мнение о том, что если речь идет о Ниргун̣а-Брахмане, то он непознаваем и соответственно неописуем. Слово „āтман“ изначально относилось только к Брахману. Следовательно, гаун̣а-āтма̄, то есть џӣва, не является сутью щрути.

В щрути говорится, что тот, кто предан А̄тману, обретет освобождение. Обретение освобождения невозможно через достижение ограниченного существа, то есть гаун̣а-āтмана, которым является џӣва. Следовательно, выражение „āтман“ не относится к гаун̣а-а̄тману (ॐ तन्निष्टस्य मोत्रोपदेशात् ॐ).

В щрути ясно говорится „ты познаешь только А̄тмана и отрицаешь иных“. Поэтому А̄тман относится к Ниргун̣а-А̄тману (Āтман, находящийся вне гун̣ов, то есть Бог), то есть только к Парама̄тману (ॐ हेयत्वावचनाच्च ॐ).

В щрути также утверждается, что воплощения А̄тмана исходят и возвращаются в мӯларӯпу. Такое возвращение невозможно для ограниченного существа, то есть гаун̣а-āтмана, то есть џӣва (ॐ स्वाप्ययात् ॐ).

Нельзя также согласиться с утверждением, что разные мантры Вед говорят о разном, что они противоречивы. Смысл в том, что в Ведах нет и не может быть противоречий (ॐ गतिसामान्यात् ॐ).

Щрути говорит, что познаваемый и постигаемый А̄тман это Ниргун̣а-А̄тман (ॐ श्रुतत्वाच्च ॐ).
Для верного понимания приведенных здесь слов необходимо помнить, что Ниргун̣а-А̄тман, о котором идет речь, это не ниргун̣а, как Его понимает Щаӈкара и о котором говорит Адваита. Но, „ниргун̣а“ в значении „сатва̄ди гун̣а рахита“. Понятия „гаун̣а“ и „ниргун̣а“ в Сӯтрах и в бха̄шйе относятся к џӣве и Парама̄тме соответственно. Они не имеют ничего общего с сагун̣а- и ниргун̣а-брахманом Адваиты.

Таким образом, адхикаран̣ам говорит, что познание Брахмана через слово возможно, так как Он познаваем, хотя и не полностью.

Некоторые комментаторы Брахма-сӯтр считают, что этот адхикаран̣ам опровергает идеи школы Са̄н̇кхйа и в частности утверждение: „Пракрьти - источник мироздания“. Точка зрения этих комментаторов несостоятельна, так как опровержение ересей философских систем и учений начинается только со второй главы Брахма-сӯтр.

продолжение следует



рудра, шайва, вйаса, пашупата, джива, ведический, брахмасутра, индия, упанишады, веданта, мокша, шастра, таттвавада, ведийский, дживы, мадхвачарйа, ригведа, шрути, адвайтин, мадхвачарья, брахма-сутра, пракрити, вьяса, шайвы, веданта-сутра, адвайта, бадарайана, атман, мадхва, йога, саманвайа, таттва, санкхйа, брахман, древняя индия, вишну, вайшнавизм, шанкара, брахма-сутры, веды, бхеда, пашанда, веда, двайта, санкхья, прамана, индуизм

Previous post Next post
Up