Брахмасутры - Часть 16 - Структура (2, 3 и 4-й адхйайа)

Aug 27, 2012 14:24



॥श्रीः॥

Как мы уже говорили, цикл, посвященный Брахма-сӯтрам, разделен на темы. Дойдя до 16-ой части, хотелось бы напомнить, что она (16-я), равно как и несколько предшествующих, раскрывает структуру БС, а именно содержание и основной акцент главных разделов. Конечно, мы еще будем более детально описывать сӯтры и их тематику, но, как и всякий щепетильный исследователь не может обойтись без системы, так и мы не смогли обойти вниманием общее представление о том, из чего же состоят Брахма-сӯтры.

Второй адхйāйа продолжает раскрывать детали природы и качеств Брахмана, связь материи и џӣвāтманов с Ним. Изложение Брахма-сӯтр проходит по определенной методике: 1. Ответы на возможные логические возражения против утверждений Сӯтракāры (Щрӣ-Ведавйāса Бāдарāйан̣а); 2. Прямое опровержение доктрин и догм различных школ, которые бросают вызов гармонии и логичной последовательности сиддхāнта Вед.

В связи с этим совершенно неоправданным является утверждение д-ра Радхакришнана о том, что второй адхйāйа „показывает, что интерпретация первого вовсе не идет вразрез с мнением других рьшиев и взглядами некоторых школ“.

Последние два пāда второго адхйāйа разрешают некоторые явные противоречия и кажущиеся несоответствия определенных утверждений Ведāнты и тем самым подкрепляют саманвай щāстры, установленный в первом адхйāйе. Таким образом, второй адхйāйа затрагивает и разбивает четыре вида оппозиций в отношении саманвайа (опп., основанная на аргументации «йукти», на философском споре школ «самайа», кажущиеся внутренние противоречия щрути, и щрути, приведенная в гармонию аргументацией «йуктисахита-щрути»).

Третий адхйāйа известен как «Сāдхана-адхйāйа». В нем идет речь о методах познания Бога и о том, как следует обращаться с доступными из щāстр учениями, практиками (упāсанāми) и другими дисциплинами, которым щāстры научают.

Заключительный адхйāйа «Пхала-адхйāйа» посвящен цели вопрошения и поиска (брахма-џиџњāсā), то есть, посвящен мокше. Он детально описывает последовательность уровней духовного восхождения, таких как уткрāнти (оставление тела душой и движение ввысь), разрушение кармен, прибытие и пребывание в мире Брахмы, разрушение грубого тела и полноценное осознание беспримесного счастья духа и состояние освобождения (переживание самости) в обители Парабрахмана (Брахмана).

В то время, как в целом комментаторы приходят к общему мнению об основном содержании адхйāйев, в отношении принципов разделения каждого адхйāйа на пāды мнения комментаторов существенно расходятся. Очевидно, что эти существенные разногласия ведут к расхождениям и в интерпретациях Сӯтр, и в основанных на них философских взглядах. Каждый исследователь и искатель правды имеет возможность увидеть подход различных комментаторов, оценить их успехи в гармоничном понимании Сӯтр, учитывая естественные особенности языка и течения мысли Сӯтр. Такой объективный подход дает возможность оценить, насколько каждый из комментаторов смог в своих интерпретациях уловить и передать весть Сӯтракāры Щрӣ-Ведавйāса.

Существуют разногласия во мнениях комментаторов по поводу деления и количества Сӯтр в рамках одного адхикаран̣а (срав. Щаӈкара и Мадхва на 1.2.26; 1.3.14; 4.4.1). Щаӈкара и Мадхва считают, что 1.2.9-10 и 1.2.11-12 это отдельные адхикаран̣ы, в то время как Рāмāнуџа обращается с ними как с одним. Рāмāнуџа читает первые два слова 1.2.20, как часть 1.2.19, в отличие от него ни Щаӈкара, ни Мадхва так не делают. В отличие от Рāмāнуџи и Щаӈкары Мадхва читает 1.4.16-23 как один адхикаран̣ам (самāкаршāдхикаран̣ам). И Щ., и Р. читают „самāкаршāт“ как часть «Кāран̣атвāдхикаран̣а» (1.4.14-15) и разделяют «самāкаршāдхикаран̣ам» Мадхвы на «Џагадвāчитхвāдхикаран̣ам» (1.4.16-18) и «Вāкйāнвайāдхикаран̣ам» (1.4.19-22). Рāмāнуџа читает 1.3.22-23 как часть «Дахарāдхикаран̣ам», в отличие от Щ. и М.

Некоторые разночтения патриархов в делении Сӯтр стали причиной серьезных дебатов.

продолжение следует

вйаса, вьяса, ведический, брахмасутра, веданта-сутра, индия, индология, бадарайана, веданта, мадхва, таттва, брахман, таттвавада, ведийский, брахма-сутры, мадхвачарйа, веды, мадхвачарья, веда, индуизм, брахма-сутра

Previous post Next post
Up