Aug 26, 2012 13:42
॥श्रीः॥
Методика саманвайа описывается в четвертом сӯтре: “тат ту саманвайāт” (Брахман - единственный, кого следует познавать, как источник мироздания и как центральную тему всех щāстр, посредством должного метода анализа щāстр, основанного на принципах упакрама, упасамхāра и др. тāтпарйалиӈгамов). Детальный разбор этой грандиозной симфонии под названием «саманвайа щāстры» начинается с шестого адхикаран̣а.
Поскольку целью саманвайа является Брахман, то первое сӯтро начинается с установления важности и необходимости исследования природы Брахмана. Затрагивается методика проведения такого исследования. Сопутствующий инструментарий исследования. Важное место отводится способности и квалификации (адхикāр) самого исследователя и вопрошающего.
Второе сӯтро определяет, кто же есть Брахман.
Третье сӯтро подводит к тому, что «щāстра», как категория, является единственным источником достоверного знания о Брахмане.
Четвертое сӯтро показывает, каким образом следует истолковывать щāстры, чтобы прийти к их верному пониманию, свободе от кажущихся внутренних несоответствий и внешних противоречий.
Методика полного установления подлинного промысла щāстр (саманвайа), разбивая наиболее серьезные возражения теории полной непознаваемости Брахмана с помощью слов и мыслей, описывается в пятом адхикаран̣е. Слова щрути способны ввести в заблуждение утверждениями о том, что Брахман непознаваем с помощью слов. Но, это лишь кажущаяся однозначность для людей неосторожных и несведущих. Таким образом, первые пять адхикаран̣ов содержат в себе основы принципа «Саманвайа».
Некоторые комментаторы следуют мнению Щаӈкары в его понимании пятого адхикаран̣а, как опровержения того, что сāӈкхйа-пракрьти является источником мироздания. Такое заключение явно непродуманно.
Адхикаран̣ам с таким содержанием следовало бы поместить сразу после второго адхикаран̣а, в котором источником творения, поддержания и разрушения мира признан Брахман, что по сути автоматически отрицает пракрьти, как источник бытия. Если же эту роль пракрьти так необходимо опровергнуть, то делать это надо в соответствующем месте, до того, как перейти к дальнейшим вопросам о природе Брахмана.
Позиционирование Ӣкшатйадхикаран̣а непосредственно после сӯтра Саманвайа, где начинается тема саманвайа, показывает, что этот адхикаран̣ должен быть естественным образом связан с каким-то вопросом, имеющим жизненно-важное значение для саманвайа как такового.
Поскольку саманвайа предполагает ассоциативно-устанавливающую связь между Брахманом и некоторыми утверждениями щāстр, мы по логике вещей ожидаем в этом адхикаран̣е какую-то мысль, связанную с применением принципа «саманвайа» - вместо того, чтобы вернуться к определению Брахмана, как источника всего сущего (в противовес сāӈкхйа-пракрьти).
Заявление о том, что Брахман непостижим через Слово и мышлением, это вызов самой идее саманвайа и этому заявлению нужно уделить внимание в первую очередь, отложив на потом необходимость опровержения причинности пракрьти. Пракрьти может и подождать! Тем более, что Щрӣ-Ведавйāса возвращается к пракрьти, как к причине, стоящей за мирозданием, и отрицает это подробнейшим образом в адхйāйе 2.2.
Поэтому первый адхикаран̣ам - это знакомство с Брахма-Мӣмāм̇сой как наукой, со своим аналитическим аппаратом, исследовательским инструментарием и принципами проведения исследовательской работы. Остальные четыре адхикаран̣а намечают стратегию анализа деталей основной темы первого адхйāйа.
Грамматика саманвайа встроена в диалектику саманвайа, представленную в первом адхйāйе. Некоторые основные принципы саманвайа освещены в нескольких адхикаран̣ах первого адхйāйа (2.2.28-32; 1.4.1; 9; 11; 16-23).
продолжение следует
вйаса,
ведический,
брахмасутра,
история Индии,
индия,
индология,
веданта,
миманса,
шастра,
таттвавада,
ведийский,
мадхвачарйа,
ригведа,
шрути,
мадхвачарья,
брахманы,
брахма-сутра,
пракрити,
вьяса,
нарайана,
веданта-сутра,
бадарайана,
нараяна,
мадхва,
саманвайа,
таттва,
санскрит,
сутра,
санкхйа,
брахман,
шанкара,
брахма-сутры,
веды,
таратамйа,
двайта,
веда,
санкхья,
индуизм