В моей жизни случалось довольно много моментов, как бы намекающих мне, что никогда нельзя зарекаться. Иногда у меня даже возникало ощущение, что стоит мне сказать, что-то категоричное, какое-нибудь "я никогда не", что абсолютно не подлежало сомнению, как вселенная меняла свои планы относительно моей жизни, специально чтоб преподать мне урок не загадывать ничего наперёд. Но я очень неважно усваиваю жизненные уроки)
В сентябре я переписывалась со знакомой и спрашивала её что-то про компанию, где она раньше работала, и куда я собиралась подаваться на ту же вакансию. Она тогда сказала что-то вроде: "я тогда плохо понимала, чем аналитик отличается от разработчика", и что аналитиком ей быть вроде как не сильно понравилось, так что теперь она собирается попробовать второй вариант. Я на это сказала: "ну я уж точно не буду разработчиком!", а Алёна ответила: "Всё может быть". Я ничего не написала в ответ на это, но про себя подумала: "Конечно всякое бывает, но ТАКОЕ уж точно невозможно!". Через два месяца меня взяли в эту компанию на должность младшего разработчика. Фраза, что я никогда не буду разработчиком, уверенно заняла первое место в топе моих высказываний, в которых я была ну ооочень уверена, как оказалось напрасно, обойдя даже "я не люблю Москву и никогда не буду там жить" и "мы никогда не будем встречаться" про Виталю.
Я работаю уже больше месяца, но всё ещё ржу каждый раз, когда произношу "я разработчик", отвечая кому-то на вопрос о работе. Фраза "Вика разработчик" для меня звучит даже не как абсурд, а как, я бы даже сказала, оксюморон!
И с Виталей мы ржём.. да что там! мы прям истерим по этому поводу с завидной регулярностью - каждое утро и каждый вечер. Иногда мы пропускаем, да - забываем по расписанию поржать, но потом я что-нибудь говорю из лексикона прогеров, рассказываю что я тут сегодня научилась делать или задаю какой-то вопрос, слишком умный, если знать какие у меня были познания в программировании хотя бы даже месяц назад, и Виталя расплывается в улыбке, говорит, уже начиная скатываться в истерику: "я никак не могу привыкнуть, что ты разработчик, в голове не укладывается!", и у нас опять начинается смех до слёз.
Почему это так смешно? Ну, я объясню. Бывает, мы говорим про человека, не слишком успешно пытающегося заниматься каким-то делом: "ему это не дано", и еще чаще мы говорим эту фразу о себе. Такие фразы далеко не всегда оказываются правдой, но иногда бывает. Я всегда была уверена, что научиться можно почти всему, и вещей, к которым у тебя настолько нет способностей, что невозможно научиться, реально мало - ну штуки две-три всё-таки может быть. И одной из таких вещей для себя я считала программирование.
Я никогда не умела писать код. На уроках информатики в школе я так и не написала ни одной программы сама. Незадолго до того, как меня взяли на работу, ещё не подозревающая я, что скоро буду называться разработчиком, я как-то вспомнила и сказала Витале, что в школе у меня почти никогда не получалось тупо переписать код с доски, не наошибавшись... Виталя впал в истерику от такой удивительной моей способности)
Я не понимала почему нельзя поменять пару строк кода местами, и путала слова "цикл" и "массив". Меня тошнило от вида этих синих окон консолей, в универе меня тошнило от линукса, от слова "компилятор", от того, что мне приходилось заходить на виртуалку на своём ноуте, которую мне любезно установил второкур, пытающийся помочь (теперь он тоже работает со мной в одной компании, и мне каждый раз стыдно, когда я его вижу), от голубого экрана фар менеджера, пользоваться которым требовал один из преподавателей на мехмате, чтоб переходить по папкам, типа это удобней, а я мысленно негодовала каждый раз: "Схрена ли это удобней? Это же уродство!". А когда мой научник на третьем курсе сказал мне освоить язык R, и что я на нём теперь всегда буду выполнять задания для курсачей, я пару недель ходила и хотела рыдать менять научника. А этим летом мне пару недель хотелось рыдать, когда я осознала, что надо учить какой-то очередной язык, чтобы устроиться на нормальную работу.
Мне даже чисто идейно никогда не нравилось программирование. Во-первых, оно для мня всегда было такой штукой, где ты напишешь код, а потом часами ищешь ошибку. И постоянно твоя программа проходит там 19 тестов, а двадцатый, последний, не проходит. Это обидно. А потом ты ещё и сидишь, как дурак, не можешь найти ошибку пол-года, а когда находишь, тебе хочется всех убить, потому что она оказыватся очень поверхностная и тупая. Во-вторых, у тебя постоянно возникают проблемы, и чтобы найти для них решение, тебе нужно открывать гугл и набирать волшебное слово: "how to..." и свой вопрос, ну или открывать help. Все проблемы в программировании решаются так. Это я знала давно и... ненавидила гуглить свои вопросы и ненавидила запрашивать help. В общем, я не могла понять, как вообще можно при таких условиях полюбить это дело, и у меня не было никакого желания в это всё глубоко залазить...
Только однажды случился порыв таки разобраться с этим программированием - когда я начала учиться в универе. Мне казалось, это хороший момент, чтобы начать с чистого листа, и в начале первого курса я честно-честно пыталась во всем разбираться, и даже пошла в книжный покупать книжку по си, что стало поводом для знакомства для парня, стоящего рядом в очереди на кассу, который сказал мне, что плюсы - супер-язык (это был лайфхак от Вики "как познакомиться с айтишником").
Но те несколько месяцев попыток научиться прогать абсолютно не принесли плодов - ни одна написанная мной даже простая программа не работала нормально, а преподаватель-ярый сексист, на любой вопрос отвечающий в духе: "ты просто дура" окончательно убил мой энтузиазм. К концу первого семестра я решила, что всё безнадёжно, и пошла по пути по которому идёт 90% мехмата - стала сдавать чужие проги за свои. На самом деле мне очень повезло, что со второго курса я уже встречалась с Виталей, и с тех пор всё, что я сдавала на парах программирования, приобрело общий стиль написания и адекватный код. Потому что хоть я и не способна была написать ничего подобного, но я не могла не заметить, что оставшиеся 10% нашего прекрасного факультета, если не научились программировать где-то в нормальном месте, писали код, простите, через задницу. Ох и много же мне быдлокодов пришлось разбирать, пытаясь понять, что там происходит, на том первом курсе! Тяжёлое было время, ничего не скажешь)
Каждый раз, все эти годы на мехмате, когда я сдавала прогу это было очень стремно и тупо. Виталя как-то заметил, что КАЖДЫЙ раз, когда я выхожу после того, как сдала прогу, и он меня спрашивает: "ну как?", я говорю: "это было тупо". Представляете, каждый, каждый раз! Разным преподавателям, на разных языках, в разные годы. Я сама не замечала, что каждый раз говорю одну и ту же фразу.
Однажды я своей сдачей проги заняла преподавателя на пару часов зачёта. Когда я вышла и Виталя спросил: "что ты так долго?", а я ответила, что "час не могла поменять язык с русского" (нет, я не умственно отсталая, просто на линуксе это делается как-то не очевидно). Виталя сделал фейспалм и спросил:
- Ты ЧАС меняла язык и после этого он поставил тебе зачёт??
- Он вместе со мной сидел этот час и тоже не мог вспомнить, как это делается
- А, ну тогда всё нормально. Тогда вы с ним ОДНОГО ПОЛЁТА ПТИЦЫ (эта фраза мне очень запомнилась)
Как вы уже поняли, истории про меня и программирование занимают большой такой процент в перечне моих факапов. Я могла бы выпустить сборник тупых историй, который бы назвался "Вика и программирование" или более общо - "Вика и современные технологии", потому что, если по чесноку, у меня проблемы не только с программированием. Ещё я, например, ненавижу устанавливать что-то на компьютер. Типа антивирусник или фотошоп. Я всегда сначала пытаюсь переложить это дело на кого-то... но так как обычно то, что я устанавливаю, нужно только мне, делать это приходится самой, и я нехотя делаю (но меня в это время подташнивает).
То, что у меня проблемы с техникой, несложно понять, понаблюдав за мной пару дней. У меня в руках ломается всё! Или делает вид, что ломается. Далеко не раз было такое, что я звонила Витале в панике, что у меня "сломался телефон/мультиварка/ноутбук! На все кнопки нажимаю - не работает!" Потом приходил Виталя, и мультиварка сразу же включалась, телефон выходил из ступора... Столько таких историй было, и я не знаю, как это объяснить, если исключить варианты, связанные с мистикой или галлюцинациями.
И после всего этого я теперь работаю разработчиком. Так вышло. И как тут не смеяться? Теперь я каждый день захожу на виртуалки (даже не на одну), пишу код в консоли с голубым экраном, гуглю по сотни вопросов на английском, перехожу по папкам в фаре (да, я ощутила, что это удобно!), непрерывно осваиваю новые языки программирования и мне постоянно приходится что-то устанавливать.
И ответ на вопрос, который наверняка у всех возник - нет, больше не тошнит) Я люблю узнавать что-то новое, и слишком люблю чувствовать, что развиваюсь. Эти две любви перевесили нелюбовь к программированию, и моё отношение поменялось. И, чёрт возьми, я уже больше месяца очень интенсивно развиваю свой мозг, а мне ещё и за это платят деньги! Работа, где ты постоянно развиваешься - идеальная работа.
Я начала писать этот пост пару недель назад, и с тех пор кое-что изменилось - недавно я впервые сказала: "я разработчик" и не засмеялась. Я по-прежнему осознаю, насколько же это эпично после стольких лет отвращения и неспособностей к программированию, просто этот факт потихоньку начинает осознаваться как реальность.
В начале поста я говорила про вещи, которые "нам не даны", и не могла мысленно не вспомнить ещё одну - в детстве я никак не могла научиться ездить на велосипеде, и в какой-то момент я решила, что никогда не научусь и в этом нет ничего страшного - есть другие штуки, на которых можно кататься. Я приняла то, что я не умею кататься на велике как данность, жила с этой мыслью несколько лет и не парилась. Но в 16 лет мне что-то стукнуло в голову, и я решила: "надо всё-таки научиться". В то лето меня все спрашивали, откуда у меня столько синяков на ногах. С тех пор я катаюсь на велосипеде, и это одно из моих самых любимых занятий в принципе.
А теперь я ещё и программирую каждый день. Так что это... может всё-таки и нет таких вещей, которым мы не способны научиться. Совсем нет.