Уход в ашрам.
В это же время я окончил техникум, получил диплом и какую-то грамоту за хорошую учёбу, и устроился работать на завод. Приняли меня мастером в механический цех. У меня под началом была пара десятков токарей. Готовился поступать в политехнический институт. Повторял 16 кругов рано утром, брал на работу приготовленный с вечера прасад. У меня не было особых рецептов индийской кухни, просто какие-то овощные супы делал, каши варил с овощами, горсть орехов брал. Носил в стеклянных банках с крышкой. Так прошло два или три месяца.
Однажды ко мне в дверь позвонили. За порогом стояли два юноши, моложе меня на пару лет. Мои будущие друзья и соратники. Представились Женей и Алексеем. Женю я смутно помнил, он был младшим братом моей одноклассницы Лены. Алексей был юношей спортивного вида, светловолосый и голубоглазый. Они сказали что Саша, тот самый смуглый парень с программы, дал им мой адрес и поручил пригласить меня на программу в «ашрам». Вроде бы день явления Баларамы был. Конечно же, я поехал. Было интересно посмотреть и познакомиться с Тагильским обществом сознания Кришны.
«Ашрам» оказался маленькой съемной однокомнатной квартирой, в старой хрущёвке, на другом конце города. Щелястый пол и облупленные стены меня не смутили. В те времена люди жили бедно, и таких квартир было полно. Присутствовало пять человек - сам руководитель ашрама Саша, ещё один худенький юноша в спортивном костюме, назвавшийся Лёвой, Женя, Алексей и я.
Саша и Лёва к тому времени уже стали постоянными обитателями ашрама, а нас троих пока видимо, считали «прихожанами». Саша побеседовал с нами, рассказал какое замечательное движение сознания Кришны, мы все познакомились. Лева принес прасад - огромную кастрюлю какой-то сладкой каши. Ещё было ласси - кефир с тёртыми огурцами и зеленью, и сладкий рис «кхир». Саша настаивал, что всего этого надо съесть много, что это очень важно. Ну я и съел, сколько влезло. Да и другие не отставали. Я купил пару больших книг, (за этим, собственно, и ехал в первую очередь), Бхагавад Гиту и первый том Шримад Бхагаватам. Других томов ББТ тогда ещё не напечатало. Ещё взял пару маленьких книжек - «вопросы ответы» и «легкое путешествие». Дома читал запоем. Всё очень нравилось. Решимость посвятить себя движению Харе Кришна крепла во мне не по дням, а по часам. В последующие приезды Саша мягко убеждал меня, что было бы здорово перейти жить в ашрам и заняться проповедью и распространением книг. Я по жизни человек достаточно осторожный и практичный. Поэтому спрашивал - а на что мы будем жить? Вдруг средств от распространения книг не хватит? Насколько я видел, со столиков, стоящих на программах и на улице, книг покупалось очень мало.
Он рассказал нам, что издательство Бхактиведанта Бук Траст издает книги Шрилы Прабхупады. И дает их, через своего регионально представителя, в ятры (общины преданных) на распространение. Отпускная цена на книгу приблизительно складывается так - себестоимость книги плюс стоимость ещё одной книги (чтобы печатать новые), плюс какой-то процент региональному представителю за хранение и доставку. Всё это складывается и умножается на два, чтобы половина суммы после продажи осталась в ятре. Короче, книги получились дороги. По тем временам реально дороги. В то время ещё по стране начались массовые задержки зарплат, поскакала инфляция.
- Продавать их будет непросто - сказал я ему.
Впрочем, сами книги были красивые - в ярких обложках, хорошем переплете и красивыми картинками.
Саша сказал, что есть лекции, где рассказывается, как важно распространять книги и как делать это успешно. Пару раз мы съездили с ним в Екатеринбург «на гуру». Там я увидел Прабхавишну Свами, Рохини Суту прабху. Они произвели на меня большое впечатление. Послушал аудио лекции на кассетах. Особенно ярко проповедовал Харикеша Свами. Саша говорил нам, что это очень продвинутый и харизматичный гуру, духовный учитель для тех, кто хочет распространять книги Прабухпады и так служить Кришне.
Я пока продолжал работать на заводе, набирался опыта, осваивал производство. Всё шло неплохо, только часто стали задерживать зарплату. Прошла какая-то кампания с ваучерами, одно время вместо денег давали какие-то чеки-расписки. Несколько раз завод вместо денег выдавал зарплату продуктами, мешками крупы, маслом, консервами - бартер делали, денег в стране не было. Люди тревожились и не понимали, что происходит в стране. Это сейчас мы знаем, что руководство страны зашло в тупик, произошло предательство, поражение в холодной войне, и шло планомерное добивание страны. Слава Богу, что эти времена позади. Как близко страна была к пропасти… Впрочем, я отвлекся. Трудное было время.
И всё же это было время, когда стало можно говорить обо всём, свободно проповедовать, в том числе и Сознание Кришны, и никого за это не садили в тюрьму, как было в советские времена.
Я всё ещё сомневался, смогу ли я продавать книги и тем содержать себя. Быть нахлебником у кого-то я не хотел и не умел. Подрабатывать в каникулы начал ещё с 16 лет, мыл полы на заводе, учась в техникуме, работал на станках. Зарплату отдавал маме.
Надо было проверить себя. Я решил попробовать продать несколько книг. Взял отгул, взял в ашраме штук восемь или десять больших книг, положил в тележку на двух колесиках и днем пошел вместе с Левой на свою первую санкиртану. У него была такая же тележка. Мы стали пробовать заходить во всякие конторки вроде парикмахерских, магазинов и тому подобное. Помню, как зашли в молочный магазин. Я что-то рассказывал о книгах продавщице, уже и не помню что, и вдруг она покупает у меня три книги. Видя это, другая продавщица покупает у меня ещё четыре книги. Для меня это был потрясающий успех. Я почувствовал, что смогу это делать.
У меня ещё оставались некоторые сомнения, я ещё был достаточно материалистичен, и задавал глупые впоросы.
- А как насчет пенсии в старости? - спрашивал я Сашу. Он говорил, что на государство все равно надежды мало, а Кришна обязательно позаботится о своих преданных.
- А что будет, когда за несколько лет мы обойдем всех людей в городе, и рынок насытится книгами, их купят все, кто хотел, и что дальше?
- Не думай об этом, этот процесс бесконечен, будем ездить в другие города, плюс люди меняются, умирают, подрастают молодые, плюс будут выходить постепенно всё новые тома книг, люди будут их докупать в свои коллекции. В общем, на наш век санкиртаны хватит.
- В конце концов - сказал он - всегда можно вернуться на кармическую работу, если что-то пойдет не так.
Последний аргумент показался мне здравым. И я решился перейти жить в ашрам и заниматься распространением книг Шрилы Прабхупады.
Я написал заявление на расчет. Перед уходом надо было отработать по закону две недели. Мама очень расстроилась. Ей не нравился Саша. Ей казалось, что я попадаю в какую-то секту. Она сходила к начальнику цеха, попросила его поговорить со мной. Он подошел ко мне на работе, посоветовал ещё раз всё обдумать. Сказал что, конечно, времена сейчас непростые, и многие уходят с завода в поисках лучшей жизни. Но со временем все наладится в стране, а годы, которые я упущу, не вернуть. Я потеряю карьерный рост, не закончу институт. Сказал, что вернувшись через несколько лет, я потеряю квалификацию, и не стану тем, кем мог бы стать, и начну работать с низов. Он был умным человеком, и, безусловно, во всем прав. Но он не был сознающим Кришну и ничего не знал о преданном служении. Поэтому я не забрал заявление и ушел с работы.
Было ещё одно дело, которое я сделал перед уходом в ашрам. Была одна девушка, которая мне очень нравилась. Мы учились в одном классе, потом вместе в одной группе в техникуме. Это была моя первая любовь. Её звали Надя. Она была не очень красива, но мне нравилась. Мой тип девушек - чуть полноватые и фигуристые, с развитыми формами. Наверно это потому, что я сам высокий и очень худой. Противоположности притягиваются. У нас не было никаких близких отношений. У меня была к ней симпатия, а что чувствовала она, я тогда даже не знал. Я зашел к ней домой, подарил «Науку Самоосознания», и ушел жить в ашрам. Спустя много лет я нашел её в соцсетях. Она вышла замуж за какого-то военного моряка, родила троих детей, живет у Северного моря, где-то в Видяево. Мы тепло пообщались. Слегка погрустили о прошлом. У каждого сложилась своя судьба, и это хорошо.
С собой в ашарм я взял документы, зубную щетку, одеяло, спальник, личную посуду, магнитофон, немного одежды.
Так началась моя новая жизнь.