10 лет санкиртаны.
Кому будет интересна эта книга? Наверное, мне самому. Я не вёл дневник, а из памяти многое со временем стирается. Забываются точные даты, имена. Даже имена друзей и хороших знакомых, с которыми вместе съели пуд соли.
Может быть, книга будет интересна моим детям. Когда они вырастут и захотят узнать, каков же их отец был до того, как они появились на свет.
Может быть, ещё кому-то будет интересно. Эта история похожа, наверно, на истории сотен других «преданных» (так называют себя кришнаиты). Буду писать, что вспомню. Попытаюсь быть предельно откровенным и беспощадным по отношению к себе. Если мои оценки и суждения ненароком заденут чувства тех, кто найдет себя на страницах это повести, я заранее склоняюсь к вашим стопам, и прошу у вас прощения.
Возможно, эта повесть нуждается в глоссарии. Потому что неподготовленному читателю будут непонятны некоторые термины из вайшнавского сленга - навроде слов «ятра», «шакти», «преданный», «маха-бук» и прочее. Но я думаю, что подавляющее число читателей будут уже знакомы со всеми подобными терминами. На этом языке все мы, «преданные» (кому преданные, или кем преданные? ), говорили много лет.
Знакомство с движением.
Был 90 год, год, когда начал разрушаться Советский Союз, постепенно ввергая людей в десятилетие перемен, разрухи и нищеты. Я учился на последнем курсе машиностроительного техникума, в небольшом провинциальном городе Нижний Тагил. Мне было 18 лет. Худой очкастый сутулый паренёк. Учился хорошо, много читал. Не пил, не курил. Увлекался походами и рыбалкой. Думал и о смысле жизни, куда ж без этого. Попалось как-то на глаза Евангелие. Прочел, личность Христа понравилась. Сходил как то к храму, посмотрел. Был там какой-то православный праздник у них. Увидел толстые лоснящиеся лица попов в золоченых одеждах, на хороших машинах. Почему-то вспомнилась прочитанная где-то фраза - «последний христианин умер на кресте». Ушёл. В христианстве оказалось очень мало знаний о мире, мало знаний о душе, о теле, о жизни после смерти. Даже четкого определения души не было. Только биография святого. Мне этого было мало, я хотел хорошей, крепкой философии.
Спустя какое-то время ко мне домой забежала сестра, она младше меня на год, но к тому времени она уже жила отдельно и вела жизнь перекати поля. Она где-то повстречалась с преданными, и успела уже с группой Бхарадваджа даса съездить на проповедь в Монголию. Несли они там кочевникам-скотоводам весть о вегетарианстве. Принимали их там хорошо, многие монголы знают русский язык. Преданными, разумеется, там никто не стал, но путешествие у них было интересным. Я о её похождениях ничего не знал. Интернета тогда не было и сотовой связи тоже. И вот она, зная, что я много читаю, принесла книгу. Сказала, что могу книгу прочитать, но если она мне понравится, надо её купить. Это была «Наука Самосознания». Я был начитан, интеллектуален, горд, и считал себя умнее своей сестры. Поэтому она мне ничего не говорила, а просто дала книгу. Теория бхакти-йоги меня покорила. Эту книгу я буквально проглотил.
Вот оно! - подумал я - Это то, что я искал!
Через день после прочтения я сделал четки из пластиковых бусин и попробовал читать мантру. Когда читал первый раз, несколько раз на глаза наворачивались слёзы. Меня всего сотрясало. Сразу отказался от мяса и рыбы. Сразу же стал предлагать прасад. Мама переживала, глядя на меня. Вероятно, даже втихую плакала. Но не мешала. Книгу я купил. К тому моменту я уже на практике подрабатывал на заводе, на программном станке, и на первую получку купил магнитофон. Ещё советского производства. Позже я на нем слушал на кассетах первые записи с радио Кришналока. Сильное впечатление тогда произвел киртан (пение) с красивой мелодией, в исполнении Прабхавишну Свами, многие старые преданные наверно помнят эту мелодию.
Спустя несколько дней сестра сказала, что в Тагил приезжает с программой Ангира Муни прабху. Известный в России преданный, ученик Прабхавишну Свами. Они арендовали наш районный дом культуры. Разумеется, я пошел. В фойе я увидел преданных первый раз. Они были… разные. Какие-то взъерошенные, возбужденные, некоторые в странных одеждах, некоторые в обычных, некоторые со смешными косичками. Мне они показались теми, кем и были - полными энтузиазма наивными неофитами. Началась программа и на сцену вышел Ангира Муни. Он был одет в очень мятое шафрановое дхоти и курту. На шее его висел мешочек для четок, мне показалось даже, что он на какой-то резинке, чуть ли не от трусов которая. У него была очень добрая и счастливая, располагающая к себе улыбка. Сквозь стекла очков блестели живые, умные глаза. В лекции он кратко рассказал основы философии и что такое Международное общество Сознания Кришны. Лекция была хороша, ничего лишнего, без словоблудия и воды. Словосочетание «общество сознания Кришны» ещё немного резало мой слух, воспитанный на русской классической литературе. Но человек ко всему быстро привыкает. Потом были какие-то вопросы и ответы. Я помню пару вопросов. Его спросили, что это за одежды и зачем они. Ответ меня немного насмешил.
Он сказал: - Во-первых, это красиво.
Мятое дхоти на его далеко не аполлонистой фигуре смотрелось, мягко говоря, экстравагантно.
- А во-вторых - добавил он - это практично.
Учитывая, что на улице стояла холодная погода с мокрым снежком и грязью, звучало это прикольно. И всё же, его обаятельная улыбка и искренняя радость от проповеди удивительно располагали к себе. Помню ещё свой вопрос. Я спросил, что такое мистические сидхи, и какое отношение они имеют к духовной жизни. Он сказал, что никакого. Кто-то качает физические мышцы, а кто-то ментальные. А бхакты ничего не качают, а служат Кришне, и это самое лучшее.
В конце программы на сцену поднялся серьезный молодой человек, лет на 5 постарше меня, смуглый, с крупной головой, чуть свёрнутым набок носом, и цепкими карими глазами. Внимательно осматривая зал, он сообщил что его зовут Саша, и он будет основывать в Тагиле общество преданных, попросил интересующихся записать его адрес и сообщить свои адреса. Я записал и сообщил.
Выйдя в фойе, я подошел к столику с книгами. Продавал какой-то молодой человек. Я купил небольшую книжку, «Жизнь происходит из жизни». Больше у меня не было денег. Но он был очень настойчив, даже навязчив. Тогда я первый раз интуитивно почувствовал, как не надо распространять книги. Мог ли я тогда предполагать, что распространение книг станет основным моим делом на ближайшие десять лет. (подолжение следует...)