«Если на клетке с буйволом написано «Слон»,
не верь глазам своим».
Козьма Прутков
Наиболее сомнительной темой в обсуждении личности гетмана Мазепы является крайне «специфический подход» к определению, навязыванию и тиражированию неких портретов, которые новые и новейшие исследователи выдают за истинное изображение гетмана. Как правило, большая часть этих изображений после признается ошибочной или ложной, что связано с громкими скандалами.
«Мазепа из Грипсхольма», оказавшийся гетманом литовским Казимиром Павлом Яном Сапегой
По мнению современных «искателей Мазепы» причины отсутствия портрета гетмана находятся в коварном и жестоком плане имперской России «уничтожить любое упоминание его имени». Как утверждает не остепененный сотрудник музея Полтавской битвы Л.Шендрик, «за два столетия Московщиной было вытравлено все, что было связано с именем гетмана, который осмелился реформировать общественное устройство Украины, переориентировать ее на европейские государства, отказаться от азиатской модели закрепощения крестьян и вывести украинский народ на путь независимого развития. Церковь проклинала Мазепу, уничтожались его портреты, гравюры, настенные изображения, центр просвещения на Украине Могило-Мазеповианскую академию, переименовали на Киево-Могилянскую (подчернуто мной), гетманскую столицу Батурин сожгли…», - однако, как признает сама Л.Шендрик, «архивных документов, готовых пролить свет правды» не существует (1).
гравюра И. Мигуры «Princeps ecclesiarv trivmphans sancta Sophia Augvsto militas nomini Mazepiano…» («Мазепа в окружении своих славных дел»)
Историография данного вопроса тоже не столь велика, - за исключением открытий и гипотез «новой мазепинской волны» стоит упомянуть лишь книгу В. Сичинского(2), серьезно занимавшегося этой проблемой, несмотря на то, что отсутствием портрета Мазепы были озабочены ученые более раннего периода (Ф.Уманец, А.Лазаревский и др.).
Медленно создавалась так называемая «иконография Мазепы», куда вошли гравюра И. Мигуры «Princeps ecclesiarv trivmphans sancta Sophia Augvsto militas nomini Mazepiano…» («Мазепа в окружении своих славных дел»), «портрет из Киево-Печерской Лавры», портрет с летописи Самойла Величко, портреты семьи Бутовичей, портреты из Подгородецкого замка, из галереи Грипсхольма, портреты Бернигеротта и Норблена дела Гурдена. Однако большая часть этих изображений активно подвергается критике, что делает аутентичность внешности гетмана крайне гипотетичной.
гравюра Бернигеротта
"Мазепа"из Киево-Печерской лавры
К этому выводу приходят и сами исследователи. Так О.Ковалевская объясняет сложность тем, что «практически каждый исследователь предлагал свой собственный изобразительный ряд, на основании которого старался построить какую-нибудь более или менее вероятную гипотезу»(3) . То есть, по сути, исследования следуют маршрутом иррациональным, где во главу угла ставится не цель исследования, а уже готовый результат, точнее утверждение о подлинном изображении. Однако серьезное изучение портрета приводит порой к казусам.
"Мазепа" из Государственного исторического музея России
Это произошло с портретом Норблена, который изобразил Мазепу в шапке с перьями, без усов и с бородой, «раздвоенной на два длинных клина». Норблен сделал данную гравюру во время творческой командировки в Польшу, а выдали ее впервые как «Мазепу» в книге Крашевского 1842 года, как иллюстрацию к небольшой статейке о Мазепе польского ученого А. Пшездицкого(4).
"Мазепа" работы Жан-Пьера Норблена де ла Гурдена
Но раздвоенная борода была характерна для евреев, и детальное изучение истории появления портрета привело к выводу, что «данное изображение атрибутировано именно как портрет «жида-арендатора в имении Чарторыйских» («Zyd pachciarz w dobrach Czartoryskich») в графическом фонде Библиотеки Народовой в Варшаве и в коллекции графики в библиотеке Оссолинеума во Вроцлаве(5). Как ни странно, но данное изображение уже принято сторонниками Мазепы и даже имеет материальное выражение в музеях(6).
Как свидетельствуют историки, весьма символичным есть сходство гетмана с его устными описаниями полковника Карла Гусставсона Клингспора, Даниеля Крмана (7), Георга Нордберга(8), принца Максимилиана Эммануила(9), в гравюрах В. Масютина подаренной П. Скоропадскому «гетману образца 1918 года» или изображений В.Дядинюка и О.Булавицкого.
Участь картины Норблена ждала и «подгородецкого Мазепу», в котором исследователь Б. Барвинский распознал портрет Станислава «Реверы» Потоцкого (10) - польского полководца, отличившегося в Хотинской битве, палача крестьянско-казацких восстаний Павлюка и Гуни, владельца Галиции, воеводы Киевского, и великого коронного гетмана в 1654-1667 гг.(11).
Выдаваемый за портрет Мазепы портрет «Напольного гетмана малороссийских войск» русского художника И.Никитина специалисты называют портретом гетмана Павла Полуботка. Портрет из московского Государственного Исторического музея, и схожий с ним портрет «Мазепы из Грипсхольма», который уже долгое время идентифицировали как настоящий и демонстрировали в том же музее Полтавской битвы, после тщательных исследований оказался портретом великого гетмана литовского в 1656-1665 гг., воеводы виленского Казимира Павла Яна Сапеги (12).
"Мазепа" И. Никитина
К поискам истинного изображения гетмана привлекли даже специалистов судебно-криминалистической экспертизы СБУ (Служба безопасности Украины), которые определили, что из предложенных на экспертизу портретов «настоящего Мазепу изображают портрет «Ивана Мазепы в латах с Андреевской лентой» из Днепропетровска, портрет гетмана Ивана Мазепы из коллекции В.Бутовича и портрет в исполнении Мартина Бернигеротта»(13). Причем все три изображения - это портреты абсолютно разных людей.
"Мазепа" из Днепропетровска
Тем не менее, поиски «настоящего Мазепы» не прекращаются, и информационное поле периодически взрывают сенсационные заявления о новых находках - «новый портрет Мазепы в Лондоне»(14), «коллекционер из Германии Николай Кайзер приобрел и хотел продать В.Ющенко подлинный портрет Мазепы»(15), «атаман Американского казачества Сергей Цапенко нашел настояний портрет Мазепы в США»(!!!) (16). О степени неадекватности этих сведений свидетельствует тот факт, что распространением сенсационных новостей, является один человек - академик Международной академии казачества В. Тригуб, чья деятельность обращает в профанацию любые намеки на серьезность в изучении данной темы.
"Мазепы" из Лондона и США
Не имея шансов найти аутентичное изображение гетмана, который уже играет роль «национального героя» и «образа нации», на Украине началось искусственное воспроизведение этих изображений. В этом преуспел, прежде всего, НБУ (Национальный Банк Украины), изготовивший купюру номиналом в 10 гривен, на которой изображен Мазепа. Причем за годы «незалежности» его изображение менялось дважды, и оба изображения были различными. Автор первого - В.Лопата - сделал более 15 «вариантов гетмана»(17), а автор второго - Алексей Руденко - заявлял: «У меня купили лишь портрет Ивана Мазепы, который вы можете видеть на 10-гривневой купюре. Но если его сравнить с оригиналом, то сходство почему-то получилось достаточно отдаленным»(18).
Купюра с "Мазепой" краснеет со стыда со временем...
Реакция на изобразительную самодеятельность была жесткой. Д. Полюхович заметил: «…ученые до сих пор дискутируют, как именно он выглядел, каждое из которых претендует на то, что именно это и есть портрет Мазепы). Но зачем же надо было, кардинально изменяя дизайн, вместо уже существующего портрета Мазепы снова изображать человека, давно идентифицированного как гетман Пилип Орлик? ... Может, следовало бы немного подождать и более тщательно разобраться с портретами национальных героев, прежде чем изображать их на денежных купюрах, демонстрируя этим не столько большую любовь и уважение к основным фигурам нашей великой истории, сколько невежество...»(19).
Портрета Мазепы не существует, и это факт, все остальное - всего лишь дискуссионные гипотезы, выдвигаемые его сторонниками. За неимением оригинала они идут на откровенные выдумки и субъективные домыслы, и, по всей видимости, это будет продолжаться еще долго. По крайней мере, к этому призывают «поисковики иконографической традиции в воссоздании образа гетмана». «Нужно было время, чтобы попытаться эту проблему решить. С одной стороны, современные украинские художники в своих произведениях осуществили попытку вернуться к легендарно-романтической трактовке образа Мазепы, присущей произведениям живописи ХIХ века. С другой стороны, изучение истории Украины периода правления Ивана Мазепы, исследования научной литературы, посвященной проблеме иконографии гетмана, а также работа художников в собственных творческих лабораториях, позволили создать целый ряд портретов гетмана Мазепы, отображавших восприятие этого образа современными художниками. И наконец, было осуществлено несколько попыток воплотить видение Мазепы не только в произведениях живописи или графики, но и скульптуры. Последний опыт был чрезвычайно важным, потому что именно он позволил, наконец, создать памятники великому гетману»(20).
новодел
"Мазепа" из Национального музея
Одним словом, подлинного портрета гетмана нет и не предвидится. И в то же время Мазепу, вне всякого сомнения, будут и дальше продолжать выдумывать и множить.
Ссылки
1.
http://kozatstvo.org.ua/uk_r.php?d=a&i=2162 В данном случае название «Могило-мазеповианской» Академии, Л. Шендрик позаимстововала у Ф.Прокоповича, который назвал так академию в поэме «Владимир»
2. Січинський В. Гравюри Мазепи. Гравюри на честь Мазепи і гравіровані портрети гетьмана // Мазепа. Зб.ст. написать полностью по украински Збирник статей- Варшава, 1938
3. Ковалевська О. Нові підходи до пошуку достовірних зображень гетьмана Івана Мазепи. Український Історичний журнал. 2007. С.153.
4. Лазаревский А. Заметки о портретах Мазепы // Киевская старина. 1899. №3. С. 456, 461-462.
5. Ковалевська О. Указ.соч. С. 153.
6. Барельеф «жида-арендатора в имении Чарторыйских» украшает диораму битвы в музее Полтавской битвы в Полтаве.
7. Крман Д. Подорожній щоденник (Itinerarium 1708 - 1709). K., 1999. С. 53.
8. Из дневниковых записей Каролингов. Стокгольм. 1992. С.7.
9. Січинський В. Чужинці про Україну. К.,1992. С.151.
10. Ковалевська О. Указ.соч. С. 153.
11. Именем Станислава «Реверы» Потоцкого назван город Станислав, ныне Ивано-Франковск.
12. Мицик Ю. Три сюжети про гетьмана Мазепу // Сіверянський літопис. 2006. № 3.
13. Ковалевська О. Портрет incognito з купюри // Український тиждень. №3. 18 січня 2008.
14.
http://www.novasich.org.ua/index.php?go=News&in=view&id=494815.
http://mazepa.do.am/publ/1-1-0-5716.
http://sedovo.at.ua/publ/1-1-0-6817.
http://evolutsia.com/content/view/239/18. Панченко А. «Одежды» гривны // Сегодня. №215. 2 октября 2009
19. Полюхович Д. Новый «червонец»: дизайн изменили, а «Мазепу» - нет // Зеркало недели №35. 4 сентября 2004.
20. Ковалевская О.Это право принадлежит нам // День. №184. 26 октября 2007.