Заговорил... (пресс-конференция Йануковича)

Mar 04, 2013 08:59

Этого события на Украине ждали
Учитывая тот факт, что президент Украины Виктор Янукович более года не проводил встреч с журналистами, его пресс-конференция, прошедшая в первый день весны, вызвала особый резонанс. Глава державы успел ответить на 17 вопросов, заданных представителями региональных (5), центральных (6) СМИ, а также иностранными журналистами (6).
Стянул http://odnarodyna.com.ua/node/12373

Самым неожиданным для украинской оппозиции оказался ответ на вопрос относительно экс-министра МВД, а ныне оппозиционера и осужденного за злоупотребления служебным положением Юрия Луценко. Виктор Янукович, прежде не стремившийся комментировать ситуацию с заключенными оппозиционерами, несмотря на все давление ЕС, вдруг заявил: «Когда закончится кассационный суд, если он его не освободит, я буду рассматривать вопрос о его помиловании. Тогда подойдет моя очередь в этом вопросе», - сказал Янукович. «Но я не хочу давить на суд, ни в коем случае, он должен работать согласно закону».



Можно было бы связать столь резкое смягчение позиции по Луценко с недавно прошедшим саммитом Украина-ЕС, где тревожащая европейцев проблема заключенных лидеров украинской оппозиции была поднята в целом, без указания конкретных имен. Ведь в Брюсселе украинской власти указали, что проблему «избирательного правосудия» Киев должен решить до осени этого года. Ответ Януковича относительно судьбы более важного для оппозиции игрока в лице Юлии Тимошенко не подтвердил сложившееся было мнение, что украинский президент решил играть по сценарию Брюсселя.

Виктор Янукович подчеркнул, уголовное дело Тимошенко касается стратегических вопросов в плане национальной безопасности страны и затрагивает важные стороны международных отношений. Он назвал газовые контракты с Россией, подписанные Юлией Тимошенко, «петлей на шее» и заявил, что они приносят Украине ежегодные убытки в сумме 6 миллиардов долларов. Янукович также выразил уверенность, что экс-премьер Юлия Тимошенко осуждена законно, поскольку сфальсифицировала документы на поставки российского газа. По его словам, Тимошенко «фактически фальсифицировала эти документы, и руководитель «Нефтегаз Украины» Дубина подписал этот контракт».

В то же время украинский президент заявил, что решить вопрос экс-премьера Юлии Тимошенко сложно, потому что она еще «юридически не защищалась». Если она сможет юридически защититься, то, согласно новому украинскому Уголовно-процессуальному кодексу, можно будет гуманизировать вопрос наказания экс-премьера, «но при одном условии, что будут погашены те убытки, которые нанесены государству» (согласно решению суда - 1,516 млрд. долларов). Овет Януковича можно считать направленным в адрес ЕС, для которого освобождение Тимошенко из тюрьмы является принципиальным моментом в диалоге вокруг заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

Тема судьбы Тимошенко «выплыла» из ответа президента на вопрос по весьма важной для Киева проблеме «газовых отношений». Януковича, в частности, спросили, почему Украина не платит долги России (штрафные санкции за недобор российского газа), если, по словам президента, ВВП страны повысился на 53% и финансовый баланс в норме. Янукович в ответ сообщил, что газовый контракт с Россией, который был подписан в 2009 году Тимошенко, приносит ежегодно огромные убытки стране, ложась на каждого гражданина Украины. «Эти средства могли пойти на развитие, могли бы пойти на заработные платы учителям, врачам, пенсионерам. Сегодня эти средства идут по контракту России», - сказал глава государства.

Высокая цена на газ также влияет на себестоимость выпускаемой отечественными предприятиями продукции. «Если бы не эта проблема, у нас был бы ресурс, с помощью которого мы могли бы решать существующие проблемы, о которых мы сегодня говорим - и в медицине, и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и помогать бедным», - добавил Виктор Янукович.

Этим ответом украинский лидер не особо прояснил ситуацию: отчего же Киев не выплачивает российскому «Газпрому» положенные санкции в размере 7 млрд. долл. Если, конечно, не считать его утверждения, что нынешняя цена на российский газ для Украины - «несправедливая». В мире бизнеса, когда уже заключены контракты, понятия «несправедливая цена» не существует - если таковая не удовлетворяет покупателя, то есть правовые механизмы решения проблемы, а отказ от финансовых обязательств никак не является таковым.

Правда, Виктор Янукович отметил, что не обвиняет Россию, поскольку в этой ситуации «Россия защитила свои интересы». Таким образом, он возложил всю ответственность за ситуацию на Тимошенко и не сообщил, как Украина намерена решать возникшую проблему цены на газ. При этом назвал ее «страшной» и «самой большой проблемой», стоящей сегодня перед украинской властью. Ведь едва ли его последовавшее обещание «сокращать [объемы закупок] и идти по пути сокращения потребления этого газа» решает вопрос газовых отношений с Россией.

Данные заявления прозвучали непосредственно перед его визитом в Россию 4 марта и встречей с Владимиром Путиным. Как сообщили в пресс-службе главы РФ, президенты двух стран должны обсудить газовое сотрудничество между Украиной и Россией, а также вопросы интеграции на постсоветском пространстве.

Похоже, президент Украины перед рабочим визитом в Москву постарался подготовить почву, обрисовав российским партнерам серьезность газовой проблемы для Киева. Однако об этом украинская власть заявляла в последние два года неоднократно, и Москву наверняка больше интересовали бы конструктивные предложения, которые Киев традиционно не озвучивает. И уж тем более сложно считать попыткой решить проблему путем обещания сокращать потребление российского газа.

Такую же расплывчатую позицию Янукович во время пресс-конференции изложил и по вопросу судьбы украинской газотранспортной системы. С одной стороны, он заявил, что Украина заинтересована в том, чтобы европейские партнеры принимали участие в модернизации украинской ГТС. «Я убежден, что если у европейских структур как наших партнеров, которым мы поставляем газ в Европу, будет желание участвовать в модернизации этой системы - мы с удовольствием рассмотрим это предложение», - сказал он.

С другой стороны, по его словам, Украина также продолжает переговоры с Россией по этому вопросу. «Идут переговоры, и Россия готова вместе с Украиной вкладывать средства ежегодно в модернизацию украинской ГТС. Хочет Россия стать владельцем украинской газотранспортной системы? Возможно, хочет. Но собственником является Украина, и мы вносим свои предложения. Наше предложение простое: газотранспортная система остается в государственной собственности. Никто ее не продает, не передает», - сказал президент.

Общая позиция по ГТС осталась на прежнем уровне - некий абстрактный формат между ЕС и Россией. Сам Янукович обрисовал его фразой: «Мы хотим найти такую модель сотрудничества, которая была бы комфортной для всех». О чем конкретно идет речь, Янукович не уточнил. Едва ли обещание «всеобщего комфорта» способно повысить интерес к украинской ГТС со стороны тех игроков в России и Европе, кому она еще интересна.



Впрочем, эта неопределенность истекает из такой же традиционной неопределенности Киева по куда более глобальному вопросу интеграции - в ЕС или Таможенный союз. В рамках пресс-конференции Виктор Янукович попробовал обрисовать свое видение этой проблемы.

В частности, относительно сближения с ЕС он заявил, что интеграция Украины в Евросоюз связана с проведением украинской властью реформ в стране. «Есть реформы, по которым нам нужно значительно ускориться... Эти реформы направлены на повышение уровня жизни людей, повышение уровня демократизации Украины, прав, свобод граждан. Эти реформы нужны Украине и, безусловно, они будут гармонизировать наши отношения с Европой, способствовать гармонизации законодательства украинского и европейского, технических стандартов и так далее», - сказал Виктор Янукович. Рассказав о технических проблемах, он не привел конкретных примеров того, как евроинтеграция оздоровит экономику Украины и повлияет на рост благосостояния граждан. Вопрос о том, зачем конкретно этот процесс нужен украинцам (кроме виртуальных обещаний «демократизации» Украины), так и остался покрыт мраком тайны.

Что касается Таможенного союза, то, по словам Януковича, Украина не будет «пренебрегать сотрудничеством» с Таможенным союзом, и сегодня ведутся переговоры о форме сотрудничества нашего государства с этой организацией. «Сегодня ищем модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом. Мы ведем переговоры, какую модель в отношениях мы применим. Для нас очень интересно с точки зрения экономики - экономическая интеграция с Таможенным союзом», - сказал Виктор Янукович.

Было подчеркнуто, что Украина не хочет терять рынки стран Таможенного союза и одновременно хочет избежать применения «дискриминационных мер» со стороны ТС. «Это очень важно - это наши стратегические партнеры. И как с ними строить отношения - мы работаем уже много времени. Эта работа не останавливалась и сейчас не прекращается», - сказал он.

Виктор Янукович все же привел конкретный пример, касающийся ЕС и ТС. По его словам, товарооборот между Украиной и Таможенным союзом за 2012 год составил 63 млрд. долларов, с Европейским союзом - около 50 млрд. долларов. Думается, эти цифры сами отвечают на вопрос, какое направление для Киева приоритетней. Сам Виктор Янукович тут же высказал предположение, что Украина может получить в Таможенном союзе всего лишь «статус наблюдателя».

В целом же после пресс-конференции Виктора Януковича осталось устойчивое впечатление, что украинская власть так и не может определиться в стратегических приоритетах и главном направлении экономической интеграции. Хотя, как ни странно, сам украинский президент приводит вполне конкретные аргументы, какой вектор является «правильным». Почему же сразу вслед за этими аргументами в позиции Киева следует полный туман - остается загадкой.

Может ее разгадка состоит в главном - в разнице между «хотеть» и «мочь».

Россия, Янукович, Украина, Таможенный Союз, Евросоюз

Previous post Next post
Up