Заюковский комплекс разновременных памятников

Oct 31, 2013 17:15



АннотацияВ верховьях селения Заюково (Баксанский район КБР)  найдено загадочное сооружение: шахта глубиной 78 м, состоящая из колен с камерами-переходами. Ученые расходятся во мнении,  природное это или искусственное сооружение.
Недалеко от шахты обнаружен древний некрополь, в погребениях которого найдены бронзовые остроконечные шлемы ассирийского типа. Ученый С. Л. Дударев (Армавир) характеризует найденный могильник  как  «блестящий памятник, с помощью материалов которого  археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья  и всего Северного Кавказа, а, возможно, и всей Юго-Восточной Европы».
Поблизости от могильника, получившего в народе название «Кладбище нартов», располагается природный цирк, на котором в определенном порядке размещены круглые каменные шары. Авторы считают, что это астрономический комплекс - так называемая пригоризонтная обсерватория.
Народные предания свидетельствуют, что здесь же располагался и мужской катакомбный монастырь.
Все перечисленное свидетельствует: найден комплекс разновременных памятников, нуждающийся в охране государства.

…Осенью 1942 года, оккупировав Кабардино-Балкарию, фашистские захватчики осуществляли в Баксанском ущелье планомерные поиски некоего таинственного объекта. Об этом свидетельствуют знаки в виде свастики на реперных камнях, оставленные в районе селения Заюково одной из немецких разведывательных групп.
Так невдалеке от одной из нанесенных на камень свастик было найдено поражающее воображение своей загадочностью и необъяснимостью сооружение: шахта глубиной около восьмидесяти метров, состоящая из нескольких колен с камерами-переходами из одной в другую. Вход в нее - две цельные каменные плиты, установленные параллельно, с боковинами,  заложенными небольшими блоками.





Далее следует уступ и еще одна шахта протяженностью 16 метров. Потом еще два перехода  и десятиметровая шахта, заканчивающаяся огромным (36 метров!)  залом. Одна из его стенок выложена каменными блоками: где с заметными между ними швами, а где пригнанными столь плотно, что зазоры практически не видны. Создается впечатление, что блоки как бы слились, перетекли один в другой. Отшлифована не только стена, но и свод, внешне напоминающий  огромную нависающую параболу. Противоположная стена зала естественная; ширина его невелика - от трех с половиной до четырех с небольшим метров.





Шахта не заканчивается залом: и в одну и другую его стороны имеются проходы, доступ в которые преграждают каменные осыпи. Свидетельствует о ее продолжении и приток свежего воздуха.
Высота, в которой находится шахта, представляет из себя пирамиду, составленную из огромных туфовых блоков с кое-где абсолютно ровными, словно отрезанными, краями.
Туф - это горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла при извержении вулканов. Возможно ли, что означенная  шахта, ведущая на глубину в десятки метров, создана природой? Тогда получается, что туф залег не просто слоями, а аккуратно выложил прямоугольное отверстие, причем идеальной конфигурации. Вероятнее всего, люди использовали созданное природой в каких-то своих, известных только им целях, соорудив воздуховоды (на данный момент другого предположения о предназначении шахты нет) и выведя их  на поверхность.





Большинство геологов склоняется к версии искусственного происхождения шахты: по причине ортогональности (прямоугольности) блоков, присутствию раствора  в швах между ними, отсутствию косых трещин, характерных для туфа. Есть и альтернативное мнение: заюковский феномен вовсе не шахта, а «трещина гравитационного отрыва, для которой характерны ровные  поверхности соприкосновения».
***
Недалеко от шахты располагается древний некрополь, причем многие из сосудов, находившихся в могилах, помечены графическим знаком, представляющим из себя свастику с загнутыми влево концами. Кроме того, в погребениях найдены бронзовые остроконечные шлемы ассирийского типа. В XIV-м сборнике «Археология средней Кубани» («Графа»: Армавир, 2011) помещена статья профессора С. Л. Дударева «Блеск и горечь древней бронзы (О новых находках у селения Заюково)». Процитируем ее основные положения: «могильники эпохи поздней бронзы - раннего железа, равно как и другие памятники археологии, впервые археологически зафиксированы возле селения Заюково еще с 1880-х гг. В 1920-1940 -х гг. их полевые исследования вели многие специалисты (М. И. Ермоленко, Б. Е. Деген-Ковальский, А. А. Иессен, О. В. Милорадович, К. Э. Гриневич).
Новый могильник у сел. Заюково, судя по всему, является 3-м по счету, имея в виду открытые прежде погребальные комплексы. По найденному здесь ранее материалу он тяготеет к могильнику 2, по поводу которого В. И. Козенкова отмечает, что «весь вещевой комплекс свидетельствует о непрерывном использовании могильника с конца IIтысячелетия до н.э. и до V-IV вв. до н.э.





Далее ученый подробно анализирует найденные арехеологические предметы, «включающие целый ряд ярких бронзовых артефактов, в подавляющем своем большинстве раннекобанских, жемчужиной среди которых является бронзовый шлем ассирийского типа». А подводя итоги сказанному, заключает, что «некоторая часть вещевого инвентаря, сопровождающего бронзовый шлем ассирийского типа, имеет «плавающий» характер, доживая до VII в. до н.э. и даже VI-Vвв. до н. э. Что касается самого шлема, то предпринятый нами ранее специальный анализ  позволил придти к выводу, что дата таких деталей древней паноплии на Северном Кавказе может быть установлена в пределах середины VIII- начала VII в. до н.э.»



В целом же, пишет С. Л. Дударев, «комплекс со шлемом, по нашему убеждению, скорее всего относится к эпохе походов ранних кочевников в страны Передней Азии. Вкупе с тем фактом, что на новом могильнике у сел. Заюково было, возможно, найдено около десятка подобных шлемов, а также с учетом ранее сделанных находок более 30 «киммерийских» стел в гробнице у Нижнего Куркужина (Б. Х. Атабиев), послуживших строительным материалом в сарматское время, можно говорить о том, что на территории Кабардино-Балкарии в VIII-VII вв. до н.э. (вплоть до второй половины VII в. до н.э. включительно) находилась крупная группировка степняков, участвующих в походах на юг через Главный Кавказский хребет и имевших весьма тесные контакты с автохтонами - «кобанцами».
С. Л. Дударев характеризует заюковский некрополь  как  «блестящий памятник, с помощью материалов которого  археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья  и всего Северного Кавказа, а, возможно, и всей Юго-Восточной Европы»
Напряженная борьба авторов этих строк за спасение некрополя от черных копателей принесла результат: правительство республики приняло решение о создании в этом месте охранной зоны.

***
Еще один необычный нюанс: в народе могильник получил название «Кладбище нартов». Получается, нарты - герои кавказских древних эпических сказаний  - ассоциируются в памяти жителей Баксанского ущелья  с киммерийцами?
«Кладбище нартов» - относительно ровная площадка на вершине одной из нависающих с левой стороны Заюково скал. С трех сторон  скала уходит отвесно вниз и место это практически неприступно, а со стороны гор обозримо на значительном пространстве.





В центре плато располагается своего рода цирк - геологи так называют котловину в горах в виде амфитеатра, образованную ледником или являющуюся результатом оползней. Но ни ледники, ни оползни в нашем случае ни причем. Ни природа создала  цирк, а руки людей, использовавших естественный рельеф местности для своих целей.
О том, что здесь на самом деле что-то совершалось, свидетельствуют огромные каменные шары разной величины: одни с человеческий рост, другие чуть меньше. Ученые считают, что шары правильной формы образуются в результате геологических процессов. В данном месте  процессы эти можно наблюдать так сказать вживую - шары образуются в почве отвесно  уходящих вниз склонов: вот совсем маленькие, вот побольше, а вот уже полностью сформировавшиеся. Другой вопрос: как они оказались на скальной макушке, где их, вероятнее всего, использовали с сакральными целями.
Как место религиозного поклонения плато действительно идеально с позиций окружающей местности: в хорошую погоду отсюда виден Эльбрус, солнце по ходу своего движения как бы пронзает открытую со всех сторон площадку, нависающую над ущельем. Причем в  этом движении в  той или иной мере задействованы практически все каменные объекты, расположенные здесь.





Более того, в нижнем углу амфитеатра вертикально установлены в ряд большие валуны. Выше них камень в два-три раза больший, чем-то напоминающий визир, т. е. видоискатель: между ним и основанием имеется промежуток.
В самом амфитеатре восемь камней круглой формы, разбросанных на первый взгляд  произвольно, но осматривая их с небесной высоты, ловишь себя на мысли, что в расположении шаров прослеживается определенное логическое построение.
Функциональная принадлежность объекта несомненна. Вероятнее всего перед нами астрономический комплекс - пригоризонтная обсерватория. Такая же, как английский Стоунхендж, а  в нашей стране - Аркаим.
Чтобы пригоризонтная обсерватория могла служить инструментом астрономических наблюдений,  нужны три элемента: рабочее место наблюдателя, ближний визир  и дальний визир. Последним может быть любая деталь ландшафта,  фиксирующая точку события: вершину горы, скалу, крупный камень. Ближний визир устанавливается  невдалеке  от наблюдателя. Важно, чтобы рабочий (верхний) край визира с точки зрения наблюдателя совмещался с линией горизонта, на которой находится дальний визир.





Что позволяла дневная обсерватория? Ежедневное наблюдение солнечных восходов и заходов давало возможность вычислить дни осеннего и весеннего равноденствия,  дни зимнего и летнего солнцестояния; определять продолжительность года, фиксировать астрономически значимые события.
Все три элемента, названные выше, у объекта, расположенного в верховьях Заюково, наличествуют. Но, вероятнее всего, у него было не одно, а сразу несколько  предназначений: в верхней части этого  природного цирка располагался некрополь, в нижней - пригоризонтная обсерватория, в срединной, самом амфитеатре, совершались религиозные отправления.
На плато, обдуваемом с трех сторон ветрами,  свой микроклимат: ветер затихает и как бы обходит пространство амфитеатра стороной и то, что его дно ниже на полтора-два метра чем края, вовсе не является причиной этого. Здесь возникает какое-то особое ощущение: умиротворенности, покоя, не суетности, такое же, какое к человеку приходит в храме - намоленном месте.

***
Вероятно именно поэтому в конце первого начале второго тысячелетия нашей эры и вплоть до нашествия Тимура (конец XIV века) здесь действовал мужской катакомбный монастырь
И об этом говорят не только передаваемые  из поколения в поколение предания, но и многочисленные кельи, вырытые под скалой. Их, открытых, здесь несколько; полузасыпанных (в ямы, заканчивающиеся узкими щелями-проходами, спускалась кинокамера, зафиксировавшая помещения  площадью шесть и более метров) значительно больше. По рассказам жителей окрестных селений, внутри  некоторых комнат имелись вертикальные узкие шахты. Вероятнее всего,  колодцы, ведущие к воде. О наличии пустот в чреве скалы свидетельствуют и результаты экспедиции российского телеканала РЕН ТВ, привлекшего для исследований современную сканирующую технику - георадар.





В народе живет предание, что монахи, узнав о приближении Тимура, покинули монастырь, но перед этим снесли в одно из помещений святые книги (вероятнее всего, греческие Евангелия) и надежно замуровали  вход. После сражения с воинами безжалостного хромца (молва утверждает, что битва проходила внизу - на том месте, где сейчас лежит трасса, ведущая в Приэльбрусье), в которой местные племена, поддерживающие Тохтамыша, были разбиты, несмотря на их отчаянное сопротивление, монахи уже не вернулись в свою обитель. Да и кому было возвращаться?  Воины Тимура пленных практически не брали.







Но «комплекс разновременных памятников» служил людям куда  больше, чем два с половиной тысячелетия. Дело в том, что стены  нависающих с правой стороны  скал  исписаны рисунками:  человечками на конях с копьями в руках, животными, солярными знаками,  свастиками.





К сожалению, поверх них и рядом оставили следы наши современники, запечатлевшие свои имена и время посещения. Большинство рисунков безвозвратно потеряны, но сохранившиеся убеждают: в этом случае  речь идет о неолите (9500 лет до н. э.). Ведь идентичные писаницы древних художников зафиксированы археологами в находящемся поблизости Тызыльском ущелье.





***
…На могилах разграбленного «черными копателями» «Кладбища нартов» (как его называют местные жители), что над селением Заюково Баксанского района Кабардино-Балкарии, рядом с человеческими лежат во множестве и кости животных. Особенно много черепов, напоминающих лошадиные, но с клыками, правда,  совсем непохожими на те, что у вепря. Мы попытались выяснить, кому принадлежат черепа, но местные зоологи не дали однозначного ответа. С помощью преподавателя КБГСХА Валерия Канчукоева обратились к специалистам Осетинского универститета. И вот какой ответ нам прислали: «По нашему предположению, это кости аланской собаки. Массивная, широкая в черепной части, имеет плавный переход от головы к морде, лошадиного типа, с сильно развитыми скулами, расстояние от затылочного бугра до кончика носа составляет 34-36 см. Затылочный бугор хорошо развит. Где-то близко должны находится лошадинные и человеческие кости».







Аланская или сарматская собака - животное легендарное. Сарматы (аланы, роксаланы, языги) - кочевые скотоводческие племена,  в VI-IV вв. до н. э. воевавшие с государствами Закавказья и Римом. Из римских источников и известно об аланских или сарматских собаках, представителях догообразных. Родом они из Азии, где за несколько тысячелетий до нашей эры скотоводческие племена приручили тибетских волков - животных огромного роста, такой же, соответствующей росту, головы со складками кожи и с длинной шерстью; последняя, в отличии от волков, у собак была короткой и густой.





Древние называли этих животных псами войны: перед боем собакам надевали ошейники с острыми ножами и пускали впереди войска для нанесения первого удара по шеренгам противника. Во дворце ассирийского царя Ашшурба-напала (668-626 г.г. до н.э.) были найдены глиняные клинописные таблички, изображающие сцены охоты на львов с участием вероятнее всего именно сарматских собак. У Марко Поло, знаменитого путешественника XIII века, есть эпизод о том, как эта собака, ростом с осла, вступила в бой с огромным горным быком.
Как видно, из разграбленных могил заюковского некрополя, аланские  собаки сопровождали своих хозяев и в последний путь, но вот оградить их от современных варваров им оказалось уж не под силу…
Р. S. Дискуссия, развернувшаяся на форуме «Кавказский узел», опубликовавшем фотографию челюсти, о том, что она принадлежит жвачному животному, а не собаке («у хищников есть ещё клыки и резцы, а тут одни коренные»), вынудила нас  вновь обратиться к ученым. Профессор Вазиев с кафедры зоологии Северо-Осетинского государственного университета считает, что это кости медведя.
Действительно, сходство у черепов есть, но велики и различия - найденный в могильнике значительно уже и длиннее. Но вот вопрос: зачем в могилы воинов зарывали медвежьи головы? Еще объяснимо, когда речь идет о конях и псах, верных спутниках человека, а что должен символизировать медведь?
Значит все-таки аланская собака, в чем уверен другой сотрудник СОГУ Олег Гогаев?..

***

В верховьях селения Заюково (Кабардино-Балкария), поблизости от уникальной шахты-пещеры, о которой в сентябре сообщили многие мировые средства массовой информации, исследователи Мария и Виктор Котляровы обнаружили уникальный киммерийский некрополь, который подвергается варварскому разграблению.
Вот что рассказали нашему корреспонденту супруги Котляровы, авторы более пятидесяти книг по истории, этнографии, орографии народов Северного Кавказа:
При виде открывшегося зрелища защемило сердце. Представьте пригорок площадью примерно с четыреста  квадратных метров, изрытый  вдоль и поперек - выброшенная из выкопанных ям земля громоздится разноуровневыми холмиками, словно работали не люди, а кроты.  Сами ямы к низу становятся все уже и уже, заканчиваясь подкопом, чаще всего боковым, позволяющим без лишних затрат забрать из могил самое ценное.





Земля перемешана с человеческими костями - они повсюду: в могилах, на холмиках. Особенно много встречается берцовых костей (заметны из-за своей величины?), челюстей, причем в последних сохранились практически все зубы: они, белоснежные, отсвечивающие на октябрьском солнце, словно застыли в оскале  боли и недоумения.
И повсюду: десятки, сотни предметов, извлеченных из могил - медные, покрывшиеся зеленой патиной, пуговицы, булавки, браслеты; остатки шлемов; железные, изъеденные ржавчиной наконечники пик, множество сосудов - чашек, кувшинов, мисок, от совсем маленьких до вместимостью с ведро и больше, поврежденных при вскрытии могил.





Глядя на все эти раритеты, представляющие огромную ценность для науки, понимаешь, что оставлены они здесь не только по причине спешки копателей, но и в связи с падением покупательского спроса, так как на черный археологический рынок одномоментно выброшено огромное количество редчайших артефактов. И начинаешь осознавать, как много безвозвратно ушло от нас. Ведь на сегодня памятниками киммерийского периода являются только погребения, предназначение  которых - обеспечение загробной жизни. Поэтому в мужские захоронения клали кинжалы, наконечники стрел и копий, уздечки, керамические изделия; в женские - пуговицы, иголки, браслеты, бусы.



По заюковскому некрополю видно сколь многообразным и многопредметным был этот погребальный инвентарь: десятки самых разнообразных предметов, начиная от шлемов и кончая бусами, нанизанными на сохранившиеся (спустя более двух с половиной тысячелетий!) нитками. И это только малая часть, о чем нам известно.

…Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, откуда взялись и куда, растворишись во времени, исчезли киммерийцы, один из древнейших народов Восточной Европы, оставивший заметный след в событиях мировой истории I тысячелетия до н.э.  Древние письменные источники свидетельствуют, что они жили  в начале железного века в Северном Причерноморье и Таврике (так называли Крым). Племена эти известны как кочевники, скотоводы, воины. Их завоевательские походы наводили ужас на другие народы - не знала удержу могучая конница, беспощадны были воины, искусно владевшие луками, железными мечами и боевыми каменными молотками, не оставлявшими никаких шансов пехотинцам.





Ко всему прочему, киммерийцы использовали в боях совершенно непривычную для того времени тактику - их легкие конные войска, не отягощенные обозами, были невероятно мобильны и маневренны, стрелы отличались большой пробивной силой, что позволяло киммерийцам держаться на расстоянии от противника. Они мчались не на него, а мимо, чуть в стороне, ведя стрельбу не через голову коней, а вбок и назад по ходу движения, осыпая неприятеля градом стрел, от которых не было спасения. Перед натиском киммерийцев не устояли  цари Фригии и Лидии; примерно в 714 г. до н. э их отряды нанесли сокрушительное поражение объединенным военным силам великой державы Урарту, когда Руса I, царь урартов, бросил свои войска и бежал не в силах противостоять боевой мощи кочевников.



Сведения о киммерийцах приводит в «Одиссеи» Гомер: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными». То есть, место их обитания -преддверие царства мертвых.
Тем не менее этот весьма воинственный народ сравнительно быстро сошел с исторической арены. Знаменитый Геродот, живший, напомним, в пятом веке до нашей эры, писал, что киммерийцев вытеснили скифы, и уже в VII веке до н. э. этот народ ушел с Крыма. Будто бы в Малую Азию и Ассирию (об этом упоминается в ассирийских текстах VIII-VII вв. до н. э.). Принято считать, что ушли не все киммерийцы - некоторые остались, смирившись с властью скифов; другая часть, как предполагают ученые, двинулась на юго-запад, в область Нижнего Дуная.





Многие страницы истории киммерийцев покрыты мраком. Приподнять его полог, пролив свет на  события восьмого-седьмого веков до нашей эры мог бы заюковский некрополь, равных которому, как нам сегодня видится, не имеется. Ведь ко всему прочему, кладбище это многоуровневое: захоронения продолжались здесь в течение многих столетий - в нижнем ряду погребены киммерийцы, следом - скифы, далее - аланы. То есть, найден могильник, позволяющий восстановить подлинную историю Кавказа, захоронение, равных которому, как сегодня видится, не имеется.  И несмотря на то, что значительная его часть разграблена (мы насчитали более ста десяти варварски раскопанных могил), невскрытых еще очень и очень много - как на первом пригорке, так и на втором, идущем параллельно и совершенно нетронутом. Известный ученый Кабардино-Балкарии Валерий Батчаев, ознакомившись с собранными нами предметами и фотографиями того, что удалось заснять, считает: научное описание и исследование найденного  в Баксанском ущелье станет сенсацией в археологии, так как некрополь этот имеет, без сомнения, мировое значение.
Сегодня в известность о жесточайшем насилии над нашей историей, которое происходит в верховьях над селением  Заюково, поставлены властные структуры республики; и, вероятно, уже в ближайшее время будут приняты соотвествующие меры по ограждению от дальнейшего разграбления этого культурного памятника. Но разве не обидно другое: на протяжении нескольких месяцев черные копатели вели варварские раскопки, безжалостно обращаясь с прахом далеких предков, но никто не удосужился не то что остановить их, но хотя бы, пусть даже анонимно, сообщить, причем кому-угодно - правоохранителям, министерству культуры, работникам сельской администрации - что прилюдно, нагло, вызывающе совершается преступление. В отношении всех нас. Алчность должна быть остановлена, должна быть наказуема. Людьми. И для людей же. А Бог - он все видит и всем воздаст. Не случайно ведь, как рассказал нам старый косарь, арендующий земли, на которых расположен могильник, что на следующий день после раскопок обязательно идет дождь. Словно природа оплакивает потревоженный прах…

Фото Жанны Шогеновой

заюковсвкий комплекс, киммерийцы, пещера

Previous post Next post
Up