За последние три года, после обнаружения Артуром Жемуховым в массиве Хара-Хора загадочного сооружения (шахты глубиной 78 м, состоящей из колен с камерами-переходами), мы буквально вдоль и поперек исследовали верховья селения Заюково.
За это время был обнаружен древний некрополь, в погребениях которого найдены бронзовые остроконечные шлемы ассирийского типа. Ученый С. Л. Дударев (Армавир) характеризует найденный могильник как «блестящий памятник, с помощью материалов которого археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья и всего Северного Кавказа, а, возможно, и всей Юго-Восточной Европы».
Поблизости от могильника, получившего в народе название «Кладбище нартов», располагается природный цирк, на котором в определенном порядке размещены круглые каменные шары. Есть предположение, что это астрономический комплекс - так называемая пригоризонтная обсерватория. Народные предания свидетельствуют, что здесь же располагался и мужской катакомбный монастырь.
В разговорах с местными жителями мы неоднократно слышали о том, что заюковские верховья - поистине кладезь разновременных памятников, требующих осмысления и изучения. Рассказывали нам о рукотворной пещере, вход в которую столь тщательно замаскирован, что его невозможно найти. О вертикально установленных камнях, которые в народе прозвали «танцующими» - стоящие друг против друга, они чем-то напоминают танцующую пару. О многочисленных могильниках, расположенных чуть ниже массива Хара-Хора и являющихся воинскими захоронениями.
Обнаружить последние помогла случайность. В июле с. г. пресс-служба МВД по КБР распространила сообщение о том, что в восьми километрах от сельского поселения Заюково, в северо-западном направлении от пепельного карьера обнаружено захоронение человеческих останков. При осмотре выяснилось, что скелеты находятся в горизонтальном положении, расположены строго в одном направлении, на одинаковой глубине и достаточно ограниченном, хоть и обширном участке, что позволяет делать вывод об одновременности погребения. Как и о том, что это не индивидуальные могилы, а общая. Причем не местных жителей, а пришельцев, скорее всего завоевателей: в захоронении полностью отсутствует погребальный инвентарь. Умершие были уложены рядами, засыпаны достаточно большим слоем глины, а сверху еще привалены камнями. На боковинах прослеживается слой золы, что говорит о ритуале сожжения.
Были выссказаны предположения о времени захоронении (средневековье) и другие причины (заразные болезни), но они так и остались версиями - некрополь, к сожалению, до сих пор не изучен; более того - засыпан.
Что касается рукотворной пещеры, вход в которую расположен у подножия холма, то здесь нам повезло больше. С помощью егеря Ахмеда и местных жителей Анзора Кармокова и Мухамеда Маршенкулова нам удалось ее не только разыскать, но и побывать в ней. Пещера находится справа от дороги, ведущей на уже упоминаемый карьер. Расстояние до нее от селения незначительно, что косвенно свидетельствует: она была вырыта местными жителями и служила им скорее всего убежищем, помогавшим скрываться от захватчиков. (Погребальная версия не находит подтверждения в связи с полным отсутствием соответсвующего инвентаря и человеческих останков). Вход в нее действительно настолько незаметен, что мы, находясь в шаге от него, даже не подозревали об этом. Убрав же землю, увидели узкий круглый лаз глубиной с метр или чуть больше. В самом низу его имелся другой, прорытый под прямым углом и уходящий внутрь холма.
Включив налобный фонарик и особо не раздумывая о том, что может ожидать впереди, один из авторов этих строк полез внутрь. Оказалось, что после примерно метров шести-семи, которые надо было ползти на животе или в крайнем случае на коленях, вырытый в глине лаз расширяется, позволяя встать в полный рост. Проход не горизонтален, а идет с уклоном вверх, и через метров 15-16 заканчивается ответвлениями, уходящими вправо и влево, т. е. пещера имеет Т-образный вид. Сами ответвления примерно такой же длины как и проход, но значительно шире и выше. Один из боковых залов (выразимся так) заканчивается приступком, чем-то напоминающим широкое ложе. В стенах на определенном расстоянии друг от друга имеются выемки, предназначенные скорее всего для установки светильников или факелов, но при этом следы от копоти полностью отсутствуют. Сами стены вырублены каким-то орудием наподобие широкой кирки (от нее остались следы).
Поражает объем проделанной работы - в помещении спокойно может разместиться несколько десятков человек, а при особой надобности - сотня, а то и две. Ведь пещеру надо было не только оборудовать, что само по себе требовало грандиозных усилий, но и перенести выкопанный грунт на достаточно приличное расстояние, дабы ее не обнаружили те, от кого местные жители предпочитали скрываться.
Кто именно вырыл означенный вертеп - в понятии убогое жилище (представители какого племени или народа), в какие времена (однозначно, что ему не одна сотня лет), с какими целями (помимо возможности укрыться от врагов) еще предстоит ответить. Заюковский старожил Асламурза Гедгафов, которому в этом году исполняется 91 год, рассказывал, что впервые о пещере он узнал в 1939 году из разговора стариков Татыма Шогенова, Цацу Купова и Бахита Шомахова, которым о ней рассказывали отцы, а тем, в свою очередь, их родители. Получается, подземному схрону не что пе.
Есть еще один нюанс, вызывающий вопрос: откуда поступал в пещеру свежий воздух, когда там находились люди? Ведь, судя по всему, проход, ведущий вниз, закрывался снаружи и, чтобы его не обнаружили, достаточно тщательно - присыпался землей. Следовательно, должен был присутствовать дополнительный воздуховод, который скорее всего находился или вверху холма или где-то сбоку. Но ни его самого, ни места, где он мог располагаться, мы так и не нашли, хотя искали тщательно. Вероятнее всего, он засыпан. Да и в самой пещере заметны беспощадные следы времени: глиняный свод и стены разрушаются, сползая вниз. Тем не менее и сегодня те, кто спустится под землю, станут свидетелями грандиозного памятника, сотворенного человеческими руками.
Что касается «танцующих камней», то, без сомнения, их соорудила сама природа. Найти этих, вызывающих неподдельный интерес, каменных истуканов нам помог бывший заюковец Хусей Кармоков. Оказалось, надо ехать в противоположную от Хара-Хоры сторону, где и расположен гребень с выступающими из него пирамидальными камнями. Их здесь множество, стоят они группами по два-три и больше. И один действительно воспринимается как танцующая пара. Ведь ветер, снега и дожди так обточили «фигуры», что издалека они на самом деле напоминают силуэты мужчины и женщины. Это восприятие еще более усилилось в тот момент, когда ветер пробежался по деревьям (камни расположены среди них, более того - некоторые растут прямо из них). Ветки задвигались и вместе с ними истуканы пришли в движении - в какой-то момент показалось, что их движения напоминают те, что делают танцоры, плывущие в «кафэ»…
Об этих истуканах также сложено немало легенд, одна из которых гласит, что под одним из камней имеется вход в пещеру, уходящую внутрь гребня. Само собой, в пещере спрятаны сокровища, которых, естественно, никто никогда не видел. Как и вход. Да и мы сколько ни искали его, так и не обнаружили. Зато обратили внимание на идеально ровные края многих камней - казалось, их отрезали каким-то невероятно большим режущим инструментом. Но это не так. Просто данный хребет сложен из туфа - горной породы, образовавшейся из вулканического пепла. А для породы этой характерна ясная слоистость, трещины отдельности, разбивающие туфовый массив на блоки с ровными поверхностями соприкосновения.
Но это нисколько не умаляет сами «танцующие камни» - они, сотворенные великим скульптором - природой, как и пещера, к сооружению которой приложили руку люди, вызывают неподдельный интерес, желание увидеть, прикоснуться, ощутить время.