Пьеса Хун Шэна "Дворец вечной жизни" (1688)

Jan 23, 2007 23:25

Прочитал фрагменты (только фрагменты, полностью её на русском языке нет). Восхищён, очарован, в восторге.

Пьеса (в жанре "чуаньци" - повествование об удивительном) Хун Шэна "Дворец вечной жизни" написана в 1688 году. В основе её сюжета лежит история любви танского императора Мин-хуана (Сюаньцзуна, 8 в.) к его наложнице (гуйфэй) Ян. До Хун Шэна сюжет использовался в знаменитой поэме Бо Цзюйи "Песнь о бесконечной скорби" и в пьесе (в жанре "цзацзюй") юаньского драматурга Бо Пу "Дождь в платанах" (13 в., из неё Хун Шэн перенёс в своё произведение несколько арий). «Дворец долголетия» - типичное произведение жанра "чуаньци", который развился в китайском театре с 16 века, постепенно вытеснив традиции юаньской драмы ("цзацзюй"). Это огромное полотно, состоящее из двух частей (по двадцать с лишним актов каждая; из 55-ти актов на русский язык переведено всего 3), с сотней действующих лиц.

Если Бо Пу подчёркивал в героине злое начало (именно благодаря ей - всесильной фаворитке императора - в стране началась разруха, приведшая потом к мятежу), то в пьесе Хун Шэна все внимание концентрируется на силе чувства влюбленных. Это особенно заметно в сцене, где главные герои перед лицом богов дают клятву не разлучаться навсегда, в сцене прощания Ян-гуйфэй с императором, когда она вынуждена покончить с собой, подчиняясь воле мятежных солдат, видевших в ней главный источник зла в государстве. Автор вкладывает в ее уста слова о том, что такая судьба была предопределена ей в предыдущем рождении. Но гибель героини - это лишь завершение земного пути, впереди у влюбёлнных - путь небесный. Верный государю полководец Го Цзы-и подавляет мятеж и дает возможность императору вернуться во дворец. Но государь не может забыть погибшую красавицу, он строит храм, устанавливает в нем ее статую и горько рыдает, глядя на знакомый облик. Внезапно он видит на лице статуи следы слез. Горе императора трогает духов, и они помогают героям вновь встретиться уже на небе, где Ян-гуйфэй становится бессмертной феей. Очень характерны в этом плане и последние арии пьесы, где утверждение вечности «небесного» чувства в даосском плане сочетается с буддийским толкованием бытия («Жизнь на земле - это сон, а печали и радости, согласие и ссоры, расположение и любовь - все одна пустота»). Прибытие героев в небесные чертоги бессмертных толкуется в даосском плане как освобождение от земных оков («Выпрыгнем из пещеры страстей, разрежем путы взаимной любви, сбросим золотые оковы, раскроем нефритовые запоры...»).

Автор пьесы - Хун Шэн (1645? - 1704) родился в Ханчжоу в обедневшей знатной семье. Приобрёл известность в Пекине в качестве литератора; служебная же карьера сложилась у него неудачно. Хун Шэн был авторов 3 сборников стихов и 9 пьес, из которых сохранилось две (вторая - "Четыре прелестницы" - представляет из себя четыре одноактные истории о любви.
"Дворец вечной жизни" был показан во дворце и получил одобрение самого императора. Однако вскоре (в 1689 г.) пьеса была запрещена, а постановщики и автор сурово наказаны. Существуют различные предположения относительно причин запрета. Не исключено, что император мог усмотреть в захвате танского престола иноземцем Ань Лу-шанем намек на завоевателей-маньчжуров. Автор вернулся в родную провинцию Чжэцзян, где жил в уединении на лоне природы. В 1704 году он утонул, упав в воду в пьяном виде.

На русском языке пьеса доступна в сокращённом виде в кн. "Восточный театр" из БВЛ (М.: Худ. лит., 1975). В сети средневековой китайской драматургии в русских переводах нет.

восток, история культуры, Китай, театр, литература

Previous post Next post
Up