Работа одного из студентов 1-го иконописного курса.
13.05.23. был в красноярском Архиерейском доме, на презентации направлений обучения церковных специалистов.
На этом довольно толково и тепло организованном мероприятии своё внимание сосредоточил на информации, касающейся иконописных трехгодичных курсов. И на выставленных там работах первокурсников-иконописцев сосредоточил тоже своё внимание.
Наверное, озвученная на презентации схема подготовки иконописцев - это лучшее из того, что я мог себе представить, когда думал об освоении иконописи, когда собирал всякие данные о возможной иконописной подготовке.
P.S.: Отмечу не к месту здесь, кратко, что не перестаю удивляться, что и теперь, почти на исходе первой четверти XXI века, в России остаются неравнодушные к христианству люди с устоявшимся нелепым взглядом на иконопись, иконы. Нелепый их взгляд этот состоит в том, что будто представители православного и католического христианства - поклоняются доскам, что икона=идол. Конечно, может такого рода невежество в российском народе пока ещё не выветрилось лишь на малообразованной в религиоведческом плане территории Сибири? Ну да ладно, я ж не об этом, - отвлёкся.
Возвращаюсь к размышлениям об иконописных курсах.
Зачем они мне - вот в чём вопрос!
Вижу четыре кривых образа:
1.Служить в этом ответственном, трудоемком, энергозатратном и в чем-то самоотреченном срезе (иконописец) как мирской человек у теперешнего меня, признаю, - уже не получится. На такое надо было б заступать несколько десятилетий назад, от юности моея. И уже от юности и до сего дня - прокладывать тропку, не чураясь простоя, проголоди и прочих угловатых штук, которые то и дело возникают, когда только начинаешь проторять служебные и трудовые маршруты. Но тогда таких курсов в Красноярске точно, на мою память, - не было. А теперь, получается, по части фантазии "я-иконописец", - уже как бы вообще, как в песне:
Не для тебя цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для тебя.
То есть я теперь, конечно, фактически погиб как мирской человек-иконописец. Но не жалею я об этом.
2.Второй образ. Он мимолетный. И едва ли коснётся меня. Но он возник в уме, и прописать его здесь надо. Второй образ - старик-монах.
Весь божий день он в келье провождал,
"Помилуй мя" в полголоса читал,
Ел плотно, спал и всякий час молился.
Послушно иконописно рукодельничать как монах, трансформируя, например, тот или иной буквенный текст Писания - в текст красками. Предыдущее предложение написал рублено, - задаю тем самым как бы задачку внимательному, интересующемуся христианством, но иконоборчески настроенному читателю! Задачка такая: если допустить, что текст Писания красками, то есть сюжетная икона, - это идол, то тогда что есть такое текст Писания буквами? Но, я снова отвлекаюсь.
Так вот, если как монах послушно, тихо, уединенно, размеренно, по заданной, например, духовником дорожке иконописно рукодельничать в монастыре, скажем, микрорайона Удачный?
Что тут сказать, - в целом я согласен со свт. Игнатием (Брянчаниновым), что, выражаясь частично своими словами, постригаться в монахи, в идеале, - дело молодых, юно-молодых (см. "Аскетические опыты". Том 1. Удивительно конструктивная, созидательная, толковая книга. Какой ясный, цельный, собранный, благодатный светоч её написал). Да и над иконами трудиться гоже, когда твоя мелкая моторика - во власти твоего ума. Короче, как ни посмотри, я-старик-монах-иконописец - это что-то кривое.
3.Третий образ - поизучать иконопись на этих курсах. И не обязательно все три года изучать! Поизучать для того, чтобы влить в свою досуговую непринужденную живопись иконописные элементы, но ни в коем случае не называть своё творчество иконописным - это да! И что-то подобное, то есть микс, уже не ново - подобный микс был у части русских художников, правда, некоторые из них стартовали с иконописи, но это, скорее всего, не важно. Был микс у них - это важно. Назову для себя этот третий образ "Проект микс".
4.Четвертый образ - заступить на курсы, потому что там Бог пошлёт человека или нескольких людей, с которыми зачем-то (пока не ясно) полезно будет познакомиться, повзаимодействовать. Это, конечно, жутко-жутко нелепо заступать с такой сомнительной и незнамо откуда заскочившей мыслью на изрядно энергозатратные и, к тому же, платные курсы! Заступать многодетному отцу, перенасыщенному всевозможной социально-коммуникативной бытовой текучкой + трудовой и, на деле при возможности, - уже всячески избегающему несемейного обмолвливания, общения, взаимодействия, включая телефонное и виртуальное.
Но этот нелепый четвертый образ проскользнул. И я пишу об этом сейчас, но смотрю на этот образ с детской улыбкой, скромно и нерешительно покручивая самому себе указательным пальцем у своего виска.
Итак, с такой возникшей озвученной четверкой, безусловно, опрометчиво заступать мне с предстоящего учебного года на трехгодичное платное обучение. Но я, скорее всего, заступлю ради описанного выше третьего образа "Проект микс", но пообучаюсь лишь годик, а потом сольюсь, выработав за этот годик дельную схему для непредвиденки, для на всякий случай дальнейшего самообучения в области иконописи. Есть вероятность, что и вообще не стану заступать. Но мне-рисовальщику, конечно, так хочется красиво, сноровисто влить иконопись в своё ИЗО-творчество и вкусно замиксовать всё это, не называя, безусловно, иконописью.
КОНЕЦ.