Долгий пасхальный день 27 апреля я решил начать с поездки до гидроэлектростанции "Джердап" на границе Сербии и Румынии, это в 53 километрах к востоку от Доньи-Милановаца.
Рано утром я вышел из в сторону автозаправки, которая расположена буквально в 50 метрах от хостела. Хостельская наглая кошка уже давно проснулась. Мы с ней не сработались, но сфоткать себя котэ позволила:
На заправке я стал спрашивать у подъезжающих водителей, могут ли они подвезти до "Джердапа". Одного спросил, второго, третьего - все отказывались. Наконец, нашёлся один добрый самаритянин, который согласился подвезти до Поречского залива, это буквально 4-5 километров от заправки. Мужчина сказал, что сам он едет в Неготин. Узнав, что я русский, серб немедленно сообищил, что у него есть собака (лайка) и что он ходит с ней на охоту.
Номер у товарища оказался весьма правильным (уралмаши поймут):
Автомобилем серба был старый словенский грузовичок ТАМ, сотни и тысячи подобных автомобилей до сих пор бороздят просторы бывшей Югославии. Кстати, сам мариборский завод ТАМ уже обанкротился. Эта модель - самая распространённая ТАМ 80 Т5, то бишь мощностью 80 лошадиных сил и грузоподъёмностью 5 тонн. Кстати, грузовик по-словенски - "товорняк" (а по-сербски - "камион").
Мужик подвёз меня до перекрёстка дорог, где я встал с протянутой рукой возле весьма атмосферного места:
Конечно, никто меня и там не подобрал, да это и не нужно было - буквально через пять минут уже показался автобус до Кладово. Я помахал рукой, автобус остановился. Билет до ГЭС обошёлся мне в 510 динаров, то бишь в 317 рублей.
Дорога вдоль берега Дуная - это просто потрясающая красотень на протяжении десятков километров. Вот знаменитые "Железные ворота" - самое узкое место Дуная. Скалы на румынской стороне нависают прямо над водами реки, никаких дорог там нет на протяжении пары километров (потом снова появляются). Ширина ущелья здесь - всего 162 метра.
Примерно через час мы остановились неподалёку от "Джердапа". Из автобуса вышел я и какая-то то ли сербка, то ли влашка с сыном. На остановке уже стояла машина с румынскими номерами, пожилой водитель упорно докапывался до меня, видимо, думал, что мне надо проехать в Румынию - через "Джердап" проходит мост, на котором оборудован пограничный переход, доступный только для автомобилей.
Еле как отвязавшись от навязчивого румына (говорившего, естественно, на румынском), я сделал запрещённую фотографию объектов гидроэлектростанции:
Бдительный охранник тут же крикнул мне, что фотографировать тут запрещено, я всё понял и осознал и заодно спросил, где тут знаменитый памятник Тито. Охранник указал, куда идти. Вот это место, путь отмечен красной табличкой:
Приподнявшись на горку, я уже спокойно сфоткал пограничный переход и объекты гидроэлектростанции. Молодцы всё-таки Тито и Чаушеску, хорошую штуку построили. Станция "Джердап I" была построена в 1964-1972 годах при содействии Советского Союза (на станции были установлены турбины ленинградского производства). К моменту ввода в строй ГЭС входила в десятку мощнейших в мире. А в 1976-1984 годах была построена ещё и станция "Джердап II". Сейчас мощность станции - 2252,8 МВт.
Не самый лёгкий путь вверх по склону:
Какая-то более облагороженная часть:
Ну и вот он - памятник Йосипу Брозу Тито, отцу "Джердапа" и отцу второй Югославии. Раньше я думал, что этот памятник был эдаким ответом югославов румынам за установку статуи вождя даков Децебала на их берегу. Но оказалось, что знаменитое 42-метровое мужественное лицо Децебала было высечено уже в 1990-х годах, когда памятник Тито уже явно существовал. В любом случае, оба памятника скорее предназначены для противоположных берегов и выглядят довольно круто.
Лавочки и столы для любителей лазанья по холмам. Здесь можно душевно отдохнуть.
Ещё один взгляд на "Джердап I", ну до чего же великолепно выглядит электростанция! Ещё один штрих к портрету: "Джердапы" дают около 20% всей выработки электроэнергии в Сербии. Как в Румынии - не знаю, но явно меньше: все румынские ГЭС производят 27% электроэнергии страны, а у румын есть и не менее крутые ГЭС (одна плотина Видрару чего стоит).
Тито любил цветы, есть цветы и возле его памятника:
Постояв немного возле памятника, я спустился вниз и вышел стопить на трассу - мне нужно было ехать дальше, в Кладово. Но об этом - в следующий раз.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!