Ткибули. Грузия, край Имеретия. 6 января 2019 года

Apr 09, 2019 00:09


Съездить в шахтёрский город Ткибули (37 километров к северо-западу от Кутаиси) я хотел уже давно. Опыт поездки в подобный город уже был - осенью 2016 года мы с моим корешем Михой ездили в Чиатуру. Это тоже Имеретия, тоже промышленный (изначально) маленький город, разве что Чиатура находится в 72 километрах от Кутаиси, и добывают там марганец, а не уголь. И главная достопримечательность Чиатуры - канатные дороги, а главный "козырь" Ткибули - идущий туда из Кутаиси поезд.

...6 января я проснулся рано, быстро оделся и вышел. Не стал ни есть, ни даже чай пить - к 9 утра нужно было быть на железнодорожном вокзале Кутаиси-1. До вокзала я доехал на маршрутке, шедшей по улице Автомшенебели. Проезд - 50 тетри (13 рублей). Правда, на вокзал я еле успел, сразу метнулся в кассу, даже билет покупать не стал, лишь спросил у кассирши - он ли это?

Он, он. Знаменитый поезд Кутаиси-Ткибули. Один вагон (переделанный из какого-то технического). ДВА блин локомотива. Стоимость проезда - 1 лари. Время в пути - почти ТРИ часа, именно столько времени поезду нужно, чтобы преодолеть чуть более 40 километров. Кстати, поезд ходит по маршруту четыре раза: в 5.30 выходит из Ткибули, в 8.56 в Кутаиси. В 9.20 отправляется в Ткибули, на месте - в 12.20. Затем в 13.05 поезд снова идёт до Кутаиси, куда прибывает в 16.31, и в 18.10 отправляется в Ткибули, куда прибывает в 21.10. И так каждый день. Расписание не меняется годами. Ткибули - конечная станция на этой железнодорожной ветке.



Билет я купил уже в вагоне, у проводника. Пассажирский вагон разделён на две половины, я прошёл в правую. Всего в вагоне было около десятка пассажиров, а рассчитан он на 56 сидячих мест. Часть людей выходила на промежуточных станциях (Моцамета, Гелати, Курсеби, Сацире), появлялись и новые пассажиры. Кстати, почти все станции по пути находятся в традиционном для Грузии состоянии (то бишь разъёбаны), но вот Сацире обновлена, подкрашена и выглядит довольно приятно.

А в вагоне даже установлен телевизор, который работает. Проводник врубил какое-то грузинское советское кино.


Поезд идёт так долго по простой причине - это горы. Прошу прощения, что нет фотографий этих красот, потому как из окна поезда ничего нельзя было нормально сфотографировать - шёл дождь. Настоящий такой горный дождь, когда не только осадки падают с неба, а вообще весь воздух пропитан влагой.

Тэкс блять, Ткибули... Вот что я увидел, выйдя из вагона. Швейцария, не?

Ещё раз вагончик крупным планом:

Ткибульский вокзал:

Сначала я прошёл на север от станции, шёл прямо по железнодорожным путям. Дома. Джорджиан стайл:

Хлипкий мостик:

Река Ткибула. Начинается, кстати, совсем недалеко, в горах, что на фотографии. Её водами образовано Ткибульское водохранилище к югу от города.



Хосспаде... Когда-то это были прекрасные дома.

Небольшое видео, заснятое возле дома, что выше на фотографии:

image Click to view



Северная окраина Ткибули. За горами - Рача-Лучхуми, самый неизвестный и заповедный уголок Грузии.

Ужас:

Ёлочки красивые:

Ткибульский пёс:

Я даже не сразу понял, что это такое. Оказалось, это была станция канатной дороги, построенная в конце 1970-х годов и проработавшая всего несколько месяцев.

Канатная дорога тянулась на север, к хребту Накерала - на север, в сторону Рачи, чуть выше на фотографиях. Канат оказался на 1,5 метра короче, и дорогу остановили по требованиям техники безопасности.

Снова ужас. Какой-то Хальмер-Ю в прекрасной Имеретии:

Эта улица пока что ещё сохранлась более-менее:

Здесь находятся школа искусств и художественная школа:

Вид со стадиона футбольного клуба "Мешахте". Официально стадион носит имя Владимира Бочоришвили.

А вот и сам стадион. Пролезть туда не составляет проблем. Между прочим, "Мешахте" до сих пор пылит во втором по силе дивизионе грузинского футбола. А в 1980 и 1981 году "Мешахте" выигрывал чемпионат Грузинской ССР. Стадион вмещает 6 тысяч зрителей. А всё население Ткибули сейчас составляет 9700 человек. В конце советской эпохи было 22 тысячи. В Чиатуре тогда же было 29 тысяч, и там ходили троллейбусы. Ткибули до троллейбусов дорасти не успел.

Часы остановились вместе с городом:

Сфоткался на стадионе:


Звезда в честь Нодара Вахтангадзе. Вот бы ещё знать, кто это такой.

Дворик дома неподалёку от стадиона:

Подъезд этого же дома:

Ещё один грустный ткибульский пёс:

Ткибульский театр. Хотя бы он выглядит более-менее пристойно.

Очевидно, здесь заседают муниципальные власти:

Ткибульский рынок. Скорее даже мини-рынок. Магнитиков в продаже не было, зато съел два очень приличных имерули и выпил соответственно два чая, всё вместе - 4 лари (105 рублей).

В 50-е годы этот город был одним из красивейших шахтёрских городов, которые были сотнями разбросаны по всему Союзу. Сейчас зрелище очень унылое.

Церковь святого Георгия - единственный храм в Ткибули:

Кому памятник - непонятно. Может, Шота Руставели?

Геологический факультет то ли Кутаисского, то ли Тбилисского университета:

Нарядное здание кажется в Ткибули чужеродным:

Я собирался уже уезжать обратно в Кутаиси, пришёл на автостанцию (она находится у вокзала), где узнал у водителей, что следующий автобус (он же последний) поедет в Кутаиси почти через два часа. Стало быть, ещё можно было погулять. Всего же из Ткибули в Кутаиси и обратно ходит всего 5-6 рейсов в день.

Вокзальные часы показывают точное время два раза в день:

Ну что ж, если у меня ещё было в запасе время, то сам Бог велел сходить до шахты. Раньше в Ткибули их работало шесть, сейчас осталась одна. Дойти до шахты нетрудно, она находится на юге города, буквально в километре от вокзала.

Рядом со входом:

Горнорудная техника...

и ещё...

и современность:

Как сообщили мне уже позже ткибульские горняки, уголь здесь очень хорошего качества, коксующийся. Он схож по составу с углём Кузбасса и Караганды. Уголь здесь, кстати, добывают с 1846 года. Разведанные запасы составляют около МИЛЛИАРДА тонн.

Хмм, даже пластиковые окна есть... Наверняка там сидит администрация или нечто подобное.

Часть техники откровенно старая. Это влечёт за собой очень большие проблемы - в Ткибули постоянно случаются обвалы с жертвами. Каждый год по 2-3 ЧП. Конечно, они бывали и раньше. Сторожилы говорят, что в советские времена каждый житель города знал сигнал, извещающий об обвале. После этого сигнала все бежали к предприятию, чтобы узнать, живы ли их отцы, мужья, братья или сыновья.

Часть техники - вполне новая и пригодная. Кстати, ходят упорные слухи, что ткибульскую шахту хотят купить китайцы.

Дома поблизости от шахты. Печалька.

А это уже не печалька, это пиздец. Многоквартирный дом отапливается дровами. XXI век, рядом угольная шахта - а топят дровами.

Город, которого почти нет... Кстати, помимо шахты, в Ткибули работает ещё и чайная фабрика, только вот где она находится, не знаю. Весь объём чая выкупают импортёры из Великобритании.

Эстакада по-ткибульски:

Остатки каких-то заводских строений. Раньше ткибульский уголь направлялся на Ткварчельскую ГЭС в Абхазии и на комбинат в Рустави. После развала Союза оба этих предприятия накрылись медным тазом, соответственно, и уголь Ткибасса никому не стал нужен. Кстати, китайцы, помимо интереса к шахте, ещё и планируют открыть в Ткибули фабрику по пошиву курток, о чём уже договорились с правительством Грузии. А почему бы и нет? Лишние 15-20 рабочих мест плюс множество косвенных неплохо оживят ткибульскую экономику.

Даже какое-то подобие спортивной площадки ещё есть.

Наверное, самый знаменитый ткибулец - это актёр Кахи Кавсадзе, он же Абдулла из "Белого солнца пустыни". Кахи Давидович родился в 1935 году в Тбилиси, но почти сразу после его рождения семья переехала в Ткибули. Отсюда ушёл на фронт его отец. Давид Кавсадзе воевал в Крыму, в 1942 году попал в плен, а после освобождения и возвращения на Родину отправился уже в советский лагерь, и куда? В Свердловскую область. На нашей земле несчастный музыкант и отец умер в 1952 году. А сын вырос, стал Абдуллой, и до сих пор снимается в кино - в 84 неполных года! Ещё одно сходство с Чиатурой - там родился Арчил Гомиашвили, знаменитый Остап Бендер.


...Прогулка по грузинскому Буланашу (а скорее Кадыкчану) закончилась. Я вернулся на привокзальную площадь, занял место в маршрутке, и вскоре мы тронулись. Билет на маршрутку обошёлся мне в 3,5 лари, то есть в 92 рубля. До кутаисского автовокзала (который рядом с железнодорожным Кутаиси-1) мы доехали примерно за час. Вот в маршрутке народу было много, у каждого села кто-то входил и выходил, некоторые ехали даже стоя.

В Кутаиси мы были уже в сумерках - январь всё-таки, рано темнеет. Добрался до улицы Букиа, поужинали, потом пошли в церковь на рождественскую службу. Впервые в жизни я был в храме на Рождество. Народу было - не протолкнуться, сотни, одни выходили, другие заходили.

Вот такой был насыщенный день! Спасибо за внимание. Продолжение следует!

экономика, история, горное дело, Грузия, транспорт, Имеретия, туризм, железная дорога, Ткибули

Previous post Next post
Up