Азербайджан, Гянджа, 4 января 2019 года, и Азербайджанская ССР, Кировабад, ноябрь 1988 года

Apr 06, 2019 15:59


Если частный сектор в бывших армянских кварталах Гянджи сохранился практически без изменений не то что со времён Кировабада, а со времён Елисаветполя, то набережная Гянджичая на всём протяжении от проспекта Низами на севере и до улицы Аббасзаде на юге была полностью перестроена в жирные нефтяные годы.

Уменьшенная статуя Али и Нино, которая установлена на побережье в Батуми. Собственно, Али был мусульманином, а Нино - грузинкой. Вообще, история любви Али и Нино, описанная в одноимённом романе 1930-х годов, максимально романтична, а точный автор романа до сих пор неизвестен. Мусульманин и грузинка в Баку в годы Первой мировой войны, Российская империя, большевики, Иран, а роман издан впервые вообще в Вене (за год до аншлюса с Германией).


Новый пешеходный мост. Странное видеть сухое русло реки. Думаю, весной Гянджичай бушует как полагается:

Городские скульптуры, плитка, скамейки, парк... Набережная реки облагорожена очень хорошо:



Если выше были Али и Нино, копирующие батумскую статую, то это, возможно, попытка сравниться с батумской "Башней алфавита". Ну та, конечно, посерьёзнее будет, но там и туристов больше, а в Гяндже пока и это сойдёт.

Ещё один корпус Гянджинского государственного университета:


Немного политпросвещения рядом с корпусом университета: Алиевы...

... и гимн Азербайджана под его же флагом. Высоту флага можно только представить, я его даже фотографировать не стал - пришлось бы далеко отходить.

Прекрасные стильные фонари возле университета:


Мост через Гянджичай на проспекте Низами. Возможно, именно на этом мосту и около него разворачивались трагические события ноября 1988 года.  "23 ноября в Кировабаде была предпринята попытка погрома здания горисполкома. В столкновениях с погромщиками погибли трое военнослужащих 104-й дивизии, 66 десантников получили ранения, были сожжены одна БРДМ, повреждены 9 БМП и БМД, 8 БРДМ." Казённые скупые строки, да?

Есть и не такие казённые. Вот строки из издания "Армия в Закавказских событиях 1988 года", выпущенного Воениздатом в 1990 году (найти эту книгу очень трудно, кстати):

"Кировабад, давно так сложилось, разделён мостами через реку на азербайджанскую и армянскую части. Во второй половине дня стало известно - готовится что-то нехорошее. Националистические элементы до крайности накалили обстановку в городе. На реке, разделяющей районы проживания азербайджанцев и армян, нужен был заслон..."

"Заслоном" стали подразделения 104-й дивизии ВДВ, дислоцировавшейся в Кировабаде (на счастье мирного населения). Итак, что же было дальше:

"К мосту прибыли вовремя. Бесчинствующую толпу удалось оттеснить.
- Всё словно в тумане, - вспоминал командир роты старший лейтенант Р. Степаненко. - Мы пустили боевую машину, которая не подпускала к мосту. В неё полетели бутылки с бензином, она загорелась и встала. На механика-водителя, сбивающего пламя. Обрушился град камней. Надо было спасать водителя. Часть роты осталась тушить, часть побежала к толпе.
Бросился на выручку и гвардии ефрейтор Батыров. Но ни он, ни его более молодые по срокам службы товарищи не заметили, что с тыла на них покатился грузовик. Всё же именно Батыров первым ощутил опасность, успел оттолкнуть в сторону двух молодых солдат. Уберечь себя не сумел: попал под колёса.
А ЗИЛ с разъярёнными людьми за стеклом мчался уже с другой стороны. Замполит роты гвардии лейтенант В. Попов успел вскочить на подножку, увернувшись от удара ножом, рванул руль. Машина врезалась в дерево...
Экстремисты бросали бутылки с кислотой и зажигательной смесью. Кто-то метнул в толпу гранату, осколками которой было ранено несколько военнослужащих.
Водитель автобуса, стоявшего неподалёку, истерически отказывался доставить раненых в ближайшую больницу. Когда их доставить туда всё же удалось... Старший лейтенант Р. Степаненко не может об этом рассказывать спокойно: мешают спазмы в горле.
- В больнице, куда привезли раненых, все перепрятались. Ротный выламывал двери, чтобы найти хоть кого-нибудь. Он понимал, что значат в этой ситуации минуты.
Степаненко уверен: окажи врачи вовремя помощь - его подчинённые остались бы живы.
Спасать пострадавших в конечном итоге пришлось военным медикам. Но гвардии лейтенанта Б. Гусева, гвардии рядовых О. Юрченко и А. Косенко спасти не удалось. Гвардии ефрейтор А. Батыров - в реанимации."

Вот такая кировабадская сказка на ночь...

Тёплые душевные улицы Гянджи в январе 2019 года:

А вот примерно так выглядели улицы Кировабада осенью 1988 года. В городе тогда бушевали армянские погромы. Фото с сайта warspot.ru.


Армянам Кировабада повезло дважды. Во-первых, в городе стояла воздушно-десантная дивизия, которая героически приняла на себя удар озверевших экстремистов и бандитов. Во-вторых, после предыдущих погромов, которые произошли в 1905 году, армяне стали концентрироваться на правом берегу Гянджичая, а азербайджанцы - на левом. То есть в 1988 году армянам было проще отстоять свои жилища. Конечно, в Баку и тем более в Сумгаите армяне были лишены таких преимуществ, поэтому и жертв там было больше...

Вообще армян в Ганздаке-Гяндже всегда было очень много. В 1861 году в Елисаветполе на 1300 мусульманских семей приходилась 1000 армянских, плюс небольшое количество русских. 1892 год: 13400 мусульман и 10500 армян, плюс около 2 тысяч русских, немцев, грузин и прочих. Пиком интернациональности Кировабада стал 1939 год: 98,5 тысяч человек населения, из которых около 50 тысяч азербайджанцев, свыше 27 тысяч армян, 17 тысяч русских и ещё свыше 4 тысяч грузин, украинцев, евреев, немцев. А вот после войны азербайджанцы стали стремительно увеличивать свою долю в структуре населения Кировабада, численность армян до 1970-х годов тоже возрастала, а вот остальных становилось всё меньше и меньше. В 1979 году, по данным переписи населения, из 231-тысячного населения Кировабада азербайджанцы составляли уже 167 тысяч, армяне - лишь чуть больше 40 тысяч.

Ну, а после событий 1988 года, распада СССР и войны в Карабахе Гянджа стала абсолютно моноэтническим городом. Отсюда уехали почти все неазербайджанцы, и одновременно приехало много азербайджанских беженцев из Карабаха. Шутка ли - Гянджа находится всего в 55 километрах от "линии соприкосновения" (по факту настоящей линии фронта) в Нагорном Карабахе. Так вот, в 2009 году в Гяндже из 299-тысячного населения числилось 4,5 тысячи неазербайджанцев. Перепись 2009 года показала 313 тысяч общего населения и около 1500 армян, русских, грузин и прочих. Таким образом, по показателям "азербайджанизации" Гянджа превзошла страну в целом - перепись 2009 года насчитала в республике чуть менее 92% азербайджанцев, причём в число населения были включены жители Нагорного Карабаха.

...Вот то, что добавляет мне оптимизма, несмотря на всю пролившуюся здесь кровь.


Я считаю, что, пока в Азербайджане (да и вообще в Закавказье) люди знают русский язык и пишут на нём, они смогут договориться. Потому что русский язык отсылает их к единой, общей истории, в которой помимо погромов и столкновений были общие победы, общее горе, общие радости. Я, разумеется, не требую, чтобы азербайджанцы ностальгировали по тем временам, когда за них всё решали в Петербурге, а затем в Москве. Но всё-таки Азербайджан как республика, как государство в нынешних его границах родился именно в эпоху Российской, а затем Советской империи. Надеюсь, гянджинцы будут вспоминать об этом хотя бы иногда, пусть даже во время прогулок по улицам Ататюрка, Низами, Тебриза, 20 января и 28 мая. Ведь в Гяндже остались и улицы Пушкина, Крылова, Гоголя...

Продолжение следует! Спасибо за внимание!

история, Кировабад, Гянджа, Азербайджан, война, ЭтоКавказ, СССР, азербайджанцы, туризм, ВДВ, армяне

Previous post Next post
Up