Владикавказ-Волгоград-Екатеринбург, 1-4 мая 2018 года

Mar 03, 2019 12:20


...Днём 1 мая жара разыгралась не на шутку. Вот я снова на Архонском автовокзале, успел даже перекинуться парой слов с таксистом, который зазывал народ поехать в Цхинвал. Кстати, стоимость поездки в обычной легковушке - 2000 рублей с человека, хотя от Владикавказа до Цхинвала ехать меньше, чем до Тбилиси, за который возьмут не более полутора тысяч.
Автобусом по моему маршруту был какой-то старый корейский агрегат, чем-то похожий на «Икарус». Водители - два осетина, один высокий, второй низенький и полный - уже рулили процессом упаковки багажа, поскольку почти все пассажиры были с дорожными сумками или с рюкзаками.
- У вас багаж оплачен? - спросил водитель, который был повыше ростом. Кстати, возраст шофёров был примерно одинаковый - 45-50 лет.
- Да, да! - кивнул я, укладывая рюкзак подальше в отсек. Рядом я поставил пакет с 3-литровой бутылкой грузинского вина и поллитровкой армянского коньяка.

Я немного согрешил: занял два места багажа, а оплатил только одно. Впрочем, надеюсь, Бог простит мне такой маленький обман. Тем более, что в багажном отделении всё равно ещё осталось достаточно места.
Пассажиры потихоньку укладывали свои вещи и рассаживались в автобусе. Мне очень повезло - я оказался с пустым соседним сиденьем, и с комфортом расставил ноги. Кстати, в автобусе было вполне достаточно места и в ширину, и в длину. Но всё-таки с моим ростом почти в 190 сантиметров проблема свободного пространства особенно актуальна.
Контроль, проверка, подготовка… Высокий водитель занял место у руля, полноватый сидел рядом. Более чем половину пассажиров составляли лица кавказской, но, почти на 100 процентов, не осетинской национальности. Почему я так подумал? С водителями они говорили по-русски, а между собой - на своём языке, и ираноязычных слов в этом языке я не услышал. Не было там и характерных для осетинского окончаний -дон, -ау, -ты, -ае и тому подобных. Ещё часть пассажиров составляли славянские лица, явно военные по внешнему виду и разговорам.
Что интересно, на лобовом стекле были закреплены два маленьких флажка - осетинский и… грузинский, да ещё и к потолку был прикреплён грузинский «болнисский» крест (который изображён на современном флаге Грузии). Не сказать, чтобы это меня так сильно удивило, но показалось необычным.
Ну, наконец, отъезжаем. Несколько манёвров на перроне автовокзала, и вот автобус уже едет по Архонскому шоссе на северо-запад от столицы Осетии. Прощай, Владикавказ! В четвёртый раз я покидал этот гостеприимный город, но по Архонскому шоссе выезжал впервые.
Автобус именно ехал, а никак не «мчал». Скорость была 60-80 километров в час - во-первых, мы постоянно проезжали через сёла и станицы, а во-вторых, качество и ширина дорог оставляли желать лучшего.
Как только автобус проехал Эльхотово (60 километров от Владикавказа), то сразу оказался на границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. На границе республик стояли экипажи ДПС, один из которых и проверил наш автобус. Полицейские были одеты в белые рубашки, но на их плечах висели автоматы.
Проверка в Эльхотово была очень быстрой, и автобус продолжил путь. Мы ехали не в Нальчик, а в Прохладный, по берегу Малки (приток Терека). Примерно в пять вечера автобус остановился в центре Прохладного, и водители объявили 10-минутную остановку. Я с удовольствием вышел размять ноги.


В самом Прохладном я не успел заметить ничего интересного, хотя этот посёлок весьма населённый и обширный - впрочем, на Кавказе вообще все сёла, станицы и аулы большие, ведь они большей частью состоят из частных домов с огородами и садами.
В Прохладном я обратил внимание на красоту местных русских женщин. Они там, конечно, с южным (казачьим и кавказским) влиянием, но как раз благодаря этому выглядят очень привлекательно.
Из пассажиров, севших во Владикавказе, вроде бы никто не сошёл в Прохладном, а вот пополнение было - несколько подростков-кавказцев сели в автобус. Один из ребят сел на место рядом со мной.
Мы снова тронулись в путь. Один водитель сидел за рулём, второй собрал деньги за проезд с ребят из Прохладного и вернулся к коллеге.
От Прохладного мы поехали чуть побыстрее, благо, что хорошая дорога позволяла. По северокавказским степям, где даже не верилось, что буквально в нескольких десятках километров - высоченные горы, мы ехали на восток, в сторону Моздока. Путь в 55 километров мы преодолели примерно за час, и в половине седьмого вечера въехали в Моздок. Перед этим, конечно же, опять были блок-посты на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В Моздоке была очень быстрая остановка, я даже не стал выходить. К этому моменту сошли уже все молодые ребята, которые присоединились к нам в Прохладном. В автобус села молодая красивая девушка (её провожал муж), а также несколько мужчин явного военного вида. Да и разговоры в автобусе частенько слышались на околовоенную тему.
Когда автобус уже выезжал из Моздока, наш путь пролегал через какой-то завод старой постройки, очень неприятного и заброшенного вида. Но на одном из высоких строений было выведено белой краской по кирпичу: «С праздником 1 мая!» Прямо сюрреализм какой-то. Особенно актуально с учётом того, что на календаре и было 1-е мая.
Из Моздока мы ехали на север, в сторону станицы КурскОй (да, ударение именно на предпоследний слог). Это уже Ставропольский край. Естественно, на границе РСО и Ставропольщины нас встречал очередной блокпост ДПС. На этот раз всё было серьёзнее.
- Здорово! - поприветствовал водителей полицейский, вошедший в автобус. - Граждане, проверка документов! Просьба собрать паспорта и выйти из автобуса!
Все потянулись на выход. Водители собрали две стопки паспортов и понесли их внутрь поста. Мы же стояли возле транспорта. Кстати, движение здесь было редкое, и, кроме нас, больше остановленных машин я не заметил.
Красота здесь - просто неописуемая! Конечно, горный Кавказ интереснее и красочнее, зато какие виды в степях Кавказа на закате, ууух! Зелёные поля освещаются последними лучами солнца, видимость идеальна на километры - тут очень плоская местность.




Пассажиры, пользуясь моментом, ходили в придорожные кусты, курили, болтали с водителями. Сходил на быстрое раздумье и я. Это меня потянуло в туалет в первый раз за более чем четыре часа пути, так как я взял с собой всего литр осетинского кваса и расходовал его очень экономно. А в качестве еды я прикупил во Владикавказе полкило сырников, они были очень вкусными.
Увидев толпу людей, из кустов или с поста появились две маленькие чёрные собаки.


У одной была перебита лапа. Водитель, который повыше и потоньше, стал играться с псинами.
- Это же дочка её, да? - спросил другой водитель, показывая на одну из собак. - Вот шлюшка, опять нагуляла где-то.
Наконец, спустя почти полчаса ожидания сотрудники полиции вернули водителям наши паспорта, мы расселись в автобусе и тронулись в путь. Пока один шофёр ехал за рулём, второй раздавал документы обратно.
По Ставропольскому краю мы поехали побыстрее, но извилистый маршрут движения всё равно не позволял разогнаться в полную силу. Уже стемнело, мы заезжали в Нефтекумск и Будённовск. Ну вот мне и удалось увидеть печально знаменитый российский город. Такие же хаты с огородами и такие же хрущёвки, спокойные пустые улицы… За что так провинился Будённовск, что именно сюда в июне 1995 года пришла та страшная беда - банды боевиков, захват заложников, гибель сотен людей?
На мои молчаливые вопросы тихий город тоже отвечал молча. Конечно, могли быть и конкретные причины, почему Шамиль Басаев выбрал для своего удара именно этот город. По мнению специалистов, ичкерийский полевой командир не хотел связываться с атакой на уже не раз пострадавшие Минеральные Воды, Ессентуки или любой из ближайших городов. Никому не известный доселе Будённовск был куда более простой целью. Да только вот до него ещё нужно было доехать. Но доехал. Сколько блокпостов миновали боевики, пока двигались от Чечни до Будённовска - боюсь, не сосчитать. Сосчитаны только жизни людей, ставших жертвой алчности сотрудников наших органов правопорядка.
…Из Ставропольского края мы въехали в Калмыкию, это было уже примерно около полуночи. В автобусе имелся телевизор, шло какое-то неплохое кино - «Большая игра» с Беном Аффлеком и Расселом Кроу. Как ни странно, на этот раз никаких полицейских кордонов на нашем пути не было.
Элиста встретила нас ночной прохладой и полным отсутствием жизни на улицах. Редкие таксисты лениво зазывали подвезти, но потом поняли, что автобус транзитный, и совсем перестали активничать. Пассажиры стабильно оставались одни и те же - ни на Ставропольщине, ни в Калмыкии никто не сошёл и не добавился.
Одновременно с нами на элистинском автовокзале остановился автобус из Астрахани. Из автобуса вышла толпа пассажиров, которая как по команде ломанулась в одном направлении. Наверняка люди шли в самое нужное им сейчас заведение - в туалет.
Я присоединился к толпе астраханцев, решил облегчить душу перед ночным рывком до Волгограда. Стоимость посещения туалета оказалась смешной - 10 рублей. Я даже отмотал себе от общего рулона туалетной бумаги, но, когда зашёл в клозет, то увидел, что кабинки отделены друг от друга невысокими - едва ли метровой высоты - стенками. Сидеть в позе орла на виду у десятков соседей мне совсем не хотелось, и я решил потерпеть до Волгограда. Терпеть мне не привыкать, как и любому русскому человеку.
В такое время года на юге очень хорошо заметен контраст погоды: днём - чуть ли не 30-градусная жара, ночью - падение до 10 градусов. Куртка, как всегда, выручала меня.
Пока мы стояли в Элисте, я поменял в телефоне сим-карту «Билайн», которую купил в Чечне, на свой традиционный «Теле2», резонно предположив, что ночью до Волгограда связь мне вряд ли понадобится связь. А в Волгограде «Теле2» уже действует.
Путники сходили в туалет, походили возле автобуса, размяли ноги… Дальше в путь. Теперь следующей остановкой был только Волгоград. Я, как и большинство пассажиров, решил поспать во время этого отрезка пути, благо и отсутствие соседей позволяло расслабиться.
Но как же это сделать? Сначала я просто максимально откинулся назад и расставил ноги, словно у меня яйца как у слона. Не то, не очень удобно. Тогда я сел у окна, повернувшись в пол-оборота - тоже не то пальто. Наконец, я вернулся на сиденье у прохода, но снова сел в пол-оборота, лицом к окну. На голову я накинул капюшон, а левую ногу слегка закинул на сиденье. Опа! Глаза закрылись, и я уснул.
Проснулся я около шести часов утра, уже на подъезде к Волгограду. 300 километров пути от Элисты до Волгограда пролетели моментально. На улице уже рассвело.
Очередной - слава Богу, последний - полицейский блок-пост. Автобус послушно остановился возле поста.
- Привет! - улыбнулся сотрудник ДПС водителям.
- Здорово, - ответили они полицейскому. - Пассажиры, давайте паспорта!
И опять один из водителей собрал документы и потом отнёс их в помещение поста.
Пассажиры вышли на улицу. Мимо нас проносились легковушки и грузовики, их почти не останавливали. Следующей «жертвой» блок-поста стал автобус с дагестанскими номерами. Судя по всему, волгоградские стражи порядка стараются останавливать именно такой транспорт - автобусы, едущие с Северного Кавказа.
На этот раз стояние на посту затянулось. С одной стороны, это мне в чём-то помогло: я успел заметить, что на моей уральской сим-карте абсолютно закончились деньги, я не мог ни позвонить, ни выйти в интернет. Тогда я быстро подключил обратно сим-карту «Билайна» - там ещё оставались средства. Я включил интернет, зашёл в «Сбербанк-онлайн» и пополнил баланс уральской симки на 200 рублей. Всё, отлично, жить можно. Чеченская сим-карта ушла обратно в карман, а я снова был со связью.
Примерно полчаса волгоградские гаишники проверяли наши документы. Плюс им подкинул работы ещё и дагестанский автобус. Впрочем, полицейские явно не спешили делать свою работу - им-то куда торопиться?
- Сегодня дёшево взяли - всего пятьсот, - негромко сообщил полный водитель худощавому. Видимо, речь шла о сумме взятки.
Ну, наконец, сотрудники ДПС вернули нам паспорта, и автобус рванул в сторону Волгограда. Мы на несколько часов опередили расписание, так как должны были быть на волгоградском Центральном автовокзале только в 8.30. А сейчас ещё не было и 7 часов утра. Впрочем, мне такая резвость была только на руку - я выигрывал время, чтобы спокойно купить билет на поезд.
Ну вот, наконец, и Волгоград. Автобус быстро ехал вдоль берега Волги, нам повезло, что это был праздничный день, и поэтому плотность движения ослабла. Примерно в 7 утра мы остановились на перроне автовокзала. Вышли практически все пассажиры. Водители сразу открыли багажное отделение.
- Можно? Можно? Пропустите… - бурчал я, пытаясь добраться до своей поклажи.
- Ой, молодой человек, подайте, пожалуйста, вот эту сумку, - тут же попросила меня какая-то женщина.
В багажном отсеке было не очень-то удобно, особенно с моим-то высоким ростом. Но я кивнул и подал женщине её багаж.
- А подайте ещё вон тот рюкзак, - вовремя подсуетилась уже другая женщина.
Рюкзак перекочевал к хозяйке, а я быстро вытащил из багажника свой рюкзак и пакет с подарками из Грузии и отошёл подальше от автобуса, чтобы больше никто не припахал достать вот эту сумку или вон тот рюкзак. Таак, бутылка коньяка целая, всё хорошо… Трёхлитровая бутылка с вином тоже на месте, ну пластику и так ничего не будет. Я уже пошёл было довольный дальше, как вдруг меня осенило: а где же бутылка вина, которую мне подарил в Тбилиси мегрел Харо? Бутылка была ещё и упакована в бумажный пакет. Я держал её в сетчатом боковом кармане, он не обеспечивал 100-процентную гарантию сохранности бутылки, но раньше из этого кармана ничего не выпадывало.
Я посмотрел второй подобный карман, с другого бока рюкзака - нет, там всё на месте, как и должно быть. Неужели всё-таки пропал подарок доброго мегрела? Я ещё раз глянул в багажное отделение - нет, всё пусто, никакого следа бутылки или обёрточной бумаги.
Ну что ж, значит, вино где-то потерялось. Было очень досадно - во-первых, это подарок хорошего человека, а во-вторых, я не успел даже попробовать вино…
У меня в запасе оставалось около полутора часов перед отправлением ближайшего поезда на Екатеринбург. И как же хорошо получилось, что у меня были эти полтора часа! Ориентироваться в самом центре Волгограда оказалось не так просто, как я думал. Чуть ли не полчаса я пытался дойти до железнодорожного вокзала, хотя расстояние от него до автовокзала символическое, около 500 метров по прямой.
Я прошёл мимо реплики знаменитого фонтана «Бармалей», который обессмертила фотография, сделанная после немецкого авианалёта 23 августа 1942 года: почти не пострадавший фонтан и скульптуры беззаботных детей на фоне разрушенных и горящих зданий. В 1951 году оригинальный фонтан был снесён в ходе реконструкции города, а в 2013 году восстановлен на Привокзальной площади почти в первозданном виде, разве что скульптуры детей стали пластиковыми, а также выросли на 20 сантиметров.
Проходя через досмотровую зону, я больше всего боялся, что охрана не разрешит провоз алкоголя (как я потом узнал, алкоголь-то в поездах возить пока ещё можно). Ну, а остальное было уже совсем неинтересно - я быстро купил в кассе билет в плацкартный вагон на поезд «Адлер-Нижневартовск», который должен был прибыть в 8.47. Оставалось только подождать его, это заняло меньше часа.
И вот я в поезде, еду наконец-то домой… Забегая вперёд, должен сказать, что все двое суток в пути я провёл в своём плацкартном отсеке в гордом одиночестве, попутчиков не было от слова "совсем".

Почти сразу после отправления с волгоградского вокзала увидел Родину-Мать:


Эшелон с военной техникой где-то возле Петрова Вала:


В Саратове я пока не был, но на саратовском вокзале побывал:


Как раз после Саратова поезд свернул с правого берега Волги на левый, так что красотами главной русской реки удалось насладиться подольше:




Поздним вечером 2 мая, уже в Ершове, столкнулись с ещё одним эшелоном с военной техникой. Только там техника была уже времён Великой Отечественной - видимо, ехали куда-то на парад:


Где-то в Башкирии:


Это уже самый конец поездки, проезжаю столь близкий моему сердцу Компрессорный:


Итак, 4 мая, прохладное уральское утро, я, наконец, в Екатеринбурге... Не прощай, Кавказ, а только «до свидания». А свидание с Кавказом - это вещь крайне полезная и необходимая.

Спасибо за внимание! Продолжение весенней поездки уже не последует, но будет рассказ о других путешествиях ))

Поволжье, Владикавказ, Кавказ, транспорт, Урал, Россия, туризм, Волгоград

Previous post Next post
Up