Владикавказ-Грозный, 30 апреля. Часть первая

Feb 23, 2019 00:04


Наступило утро 30 апреля, это был понедельник, но выходной день. День выезда за ФК "Уралмаш" в Грозный.
К полудню я начал собираться, чтобы идти на второй владикавказский автовокзал. Я быстро поел, попил чаю. В запасе ещё оставалось немного времени - я помнил, что таксисты на вокзале советовали прийти пораньше, так как в выходные народу из Владикавказа в Назрань ездит меньше.
Пока я ходил по хостелу туда-сюда, то видел, как на стойке регистрации тусуется молодой человек, примерно мой ровесник. Он что-то выяснял с администраторшей по имени Агунда (сарматское имя?) Как я понял, у парня был украинский паспорт, но живёт он уже в России. Я тоже спросил что-то у Агунды, упомянув, что сегодня поеду в Грозный.

В своём номере я решил немного разобраться с вещами, которых уже накопилось немало. Рюкзак поставил сюда, пакет с бутылками грузинского вина и коньяка - сюда, маленькую сумку - сюда…
Парень, которого я видел на ресешене, заселился в наш номер. Он тоже раскладывал свои вещи, а потом вдруг спросил меня:
- Извини, я слышал, ты сейчас едешь в Грозный?
- Да, вот уже скоро выхожу, через полчаса примерно, - ответил я.
- Слушай, я бы тоже хотел сегодня туда сгонять, мне как раз заняться особо нечем, - сказал сосед. - Может, вместе сгоняем, если ты не против?
- Да не вопрос, только я еду на футбол, то есть если тебе это не нужно, то не знаю, что ты будешь там в это время делать, - сразу объяснил я свою ситуацию.
- Да ничего страшного, мне только охота на мечеть «Сердце Чечни» посмотреть, - отмахнулся молодой человек. - Как раз туда и обратно сегодня съездить. У меня друзья завтра сюда приедут, мы поедем в Ингушетию. А сегодня мне как-то надо себя занять. Меня, кстати, Макс зовут.
- Меня - Витя, - кивнул я и пожал руку соседа.
Ждать Макса пришлось недолго, вскоре мы уже вышли на улицу Маркова и двинулись в сторону автовокзала. Я взял с собой минимум вещей - лишь паспорт, немного денег, пауэр-банк для телефона, блокнот и ручку.
Дорогу до автовокзала-2 я примерно помнил - лишь вчера шёл здесь же, только в обратную сторону.
- А меня сегодня утром уже менты приняли возле Мемориала славы, - рассказал Максим. - Я был с рюкзаком, фотографировал, они меня остановили и документы спрашивали.
- И паспорт у тебя украинский, да? - спросил я.
- Аха!
- Это потому тебя на ресепшене долго держали?
- Да, и из-за этого тоже, - кивнул Макс.
- Ты с Донбасса?
- Да, с Луганска. Я уже четыре года в России живу, в Воронеже. И в паспорте у меня штамп «РВП» стоит.
- А что это за «РВП»? - удивился я.
- Разрешение на временное проживание, - объяснил луганец-воронежец.
Иногда я ошибался дорогой (это немудрено в частном секторе Владикавказа), но в целом мы уверенно шли к вокзалу. Я предупредил Максима, что мы поедем транзитом через Назрань.
- А чем ты в Воронеже занимаешься? - спросил я у попутчика.
- Туризм, поездки разные организовываю, - сообщил Максим. - И сам вот тоже люблю попутешествовать. Сегодня друзья должны сюда приехать, завтра едем в Ингушетию, хотим горы посмотреть, башни…
Автовокзал, как и следовало ожидать, был почти пуст. Даже вчерашних таксистов не было видно. Мы прошли насквозь через здание автостанции во двор, где стояло несколько «Газелей» и ПАЗиков.
- Уважаемый, простите, какая машина - ближайшая до Назрани? - спросил я у первого встреченного мной водителя.
- Вон та «Газель» жёлтая, ребята, - показал он рукой.
Действительно, около второго выхода из здания вокзала стояла жёлтая «Газель», в которой уже сидел водитель и несколько женщин. Мы с Максом подошли к микроавтобусу.
- Ребята, вы вперёд будете садиться? - спросил какой-то мужчина в мусульманской одежде, подошедший к газельке сразу после нас.
- Не-не, - покачал я головой.
- Тогда дайте мы туда сядем, - попросил кавказец.
Мы посторонились, и мужчина сел на переднее сиденье, рядом села его жена, тоже одетая по-мусульмански.
Мы с Максом залезли в кузов, заплатили водителю за проезд каждый по 50 рублей и прошли до конца, заняв два ещё свободных места. Затем пришлось подождать ещё около 10 минут, пока микроавтобус наполнялся последними пассажирами (а чаще пассажирками). Как только все сидячие места оказались заняты, водитель тронулся с места. Охранник открыл ворота, и «Газель» выехала в сторону Чермена.
А кто были пассажиры? В основном - кавказские женщины лет 40-50, зачастую довольно грузные, но с красивыми лицами. Кто-то из них носили на голове платки, завязанные сзади, кто-то был с непокрытой головой. Среди женщин выделялась одна помоложе - лет 35, с длинными ногами и весьма короткой для Кавказа юбкой. На лицо она выглядела тоже вполне приятно.
Любопытно было послушать разговор пассажиров: сначала шёл трёп на ингушском, с характерными вплетениями русских «короче» и «в общем», а затем постоянно кто-то не выдерживал и переходил на русский язык. Аборигены разговаривали о поездке в Батуми и насколько дёшево или дорого там по сравнению с отдыхом в Турции. Потом женщины перешли на обсуждение того, что у какой-то Фатимы в Назрани есть магазин, где она продаёт турецкую одежду, а потом женщины постарше поинтересовались у красавицы с длинными ногами, замужем ли она (замужем) и есть ли у неё дети (а вот детей пока нет).
До ингушской столицы мы доехали довольно быстро, на КПП в районе Чермена нас не останавливали. Но это была только малая часть пути, теперь предстоял марш-бросок до Грозного.
Мы с Максом вышли из газельки на новом назрановском автовокзале. На перронах стояло ещё несколько маршруток, причём уже не «Газелей», а иномарок, и довольно новых. На вокзале висел плакат «Навеки с Россией» или что-то в том же духе.
Я подошёл к одной из маршруток и спросил, не до Грозного ли она. Пассажиры, сидевшие внутри, ответили, что до Грозного. Как оказалось, они здесь тоже отправляются по мере заполнения, но билет нужно купить в кассе. Мы с Максом прошли в здание вокзала, где луганский воронежец в очередной раз показывал охранникам содержимое рюкзака. Я хвалил себя за предусмотрительность и отсутствие каких-либо сумок.
Билет до Грозного обошёлся в 100 рублей. Мы прошли обратно на перрон и сели в маршрутку. Макс узнал на вокзале, что отсюда на Владикавказ транспорт ходит примерно до шести часов вечера. Он пытался найти вариант попроще, забронировав машину на «Бла-бла-каре», но все имеющиеся варианты были какие-то мутные - при звонке водителю каждый раз выяснялось, что все места уже заняты или же вообще, что поездка якобы отменяется.
Ждать полного заполнения маршрутки в Назрани пришлось чуть ли не дольше, чем во Владикавказе. Наконец, и здесь народ собрался, и мы двинули на Чечню. Радовало, что трасса «Кавказ» очень хорошо отделана, заторов там почти не бывает.
Примерно за час мы добрались до Грозного. Вот здесь же я выезжал из чеченской столицы почти две недели назад. И вот снова заезд через Черноречье, Грозненское море с мечетью и развлекательными комплексами на берегу…
Маршрутка довольно быстро доехала до автовокзала.
- Я, видимо, всё-таки на футбол не пойду, - поделился своими мыслями Максим. - Доеду до мечети «Сердце Чечни» и потом обратно на вокзал, чтобы успеть до шести доехать до Назрани.
- Лады, хорошо, - кивнул я. - А я попробую всё-таки бла-бла-кар найти или ещё как-то уехать.
Не успела дверь маршрутки открыться, как нас сразу обступили наглые и борзые грозненские таксисты, навязчиво предлагавшие подвезти туда или сюда. Оторваться от них было очень нелегко, тем более Макс ещё начал спрашивать, во сколько времени уходят последние маршрутки на Назрань. Последней оказалась уже стоявший на перроне «Форд-Транзит», водитель которого сказал Максу, что будет выезжать примерно в шесть вечера.
Мы еле вырвались с автовокзала и отошли до ближайшей остановки на пару сотен метров, встав у какого-то большого магазина.
- Сейчас дождёмся маршрутку какую-нибудь, доедем до центра, там ты к мечети пойдёшь, а я на стадион поеду, - предложил я.
Моя задача была сложнее: если до центра города мы как-то доехали бы, то выехать оттуда до «Ахмат-арены» мне было бы уже намного тяжелее: я на ней ни разу не бывал и не знал, как добираться в те далёкие районы Грозного.
Макс потыкал пальцами по экрану телефона и вдруг с удивлением сообщил:
- Представляешь, здесь «Яндекс-такси» есть!
Вот уж действительно, я удивился. Две недели назад я гулял по Грозному и иногда не мог понять, на какой всё-таки улице нахожусь, потому что в «Яндекс-картах» улица носила одно название, а в реальности уже была в очередной раз переименована. А вот «Яндекс-такси» - пожалуйста, есть.
Максим вызвал машину.
- Доедем до «Сердца Чечни», я заплачу, там 150 рублей вышло, - сообщил он мне. - А до стадиона уже тогда оттуда доберёшься, хорошо?
- Да, нормально, - согласился я. - Уж от мечети-то явно что-то ходит в те районы.
- А вы чё, парни, откуда? - спросил нас подошедший на остановку молодой крепкий чеченец с бородой.
- Воронеж, Екатеринбург, - ответили мы.
- Ааа… Туристы что ли?
- Да, я «Сердце Чечни» хочу посмотреть, - ответил Макс.
- А я на футбол еду, - признался я.
- Футбол что ли сегодня? - удивился парень. - А кто играет?
- «Уралмаш» с «Тереком», на «Ахмат-арене».
Чеченец усмехнулся:
- Ты так тут лучше не говори, «Терека» здесь больше нет… Теперь только «Ахмат».
- Да, я уже понял, - тоже усмехнулся я. - Но для меня он всё равно «Терек».
Если заказать такси у Максима удалось нормально, то сориентировать водителя по нашему местонахождению было уже труднее - мы стояли на улице Сайханова, но точный адрес никак не могли понять, нигде не было видно табличек с номерами домов. Водитель позвонил Максу и пытался понять, где же мы стоим.
- Давай я ему объясню, - предложил наш собеседник.
Макс дал парню трубку, тот заговорил с водителем по-чеченски и довольно быстро объяснил ему, где мы находимся, так как вскоре к остановке подъехала машина.
- О, а вот и друзья мои, - показал наш помощник на подходящих двоих ребят. - Ладно, парни, давайте, удачно вам погулять по Грозному!
Мы пожали друг другу руки на прощание, молодёжь ушла, а мы с Максом сели в такси, за рулём которого сидел тоже весьма молодой человек, тоже с бородой.
- «Сердце Чечни», значит? - уточнил водитель. - Тааак, сейчас по навигатору посмотрю, где пробок поменьше…
Но пробок избежать не удалось. Не успели мы доехать по Сайханова до уже знакомой мне Минутки, как встали в огромный затор. Потоки машин с пяти разных сторон пытались как-то просочиться по площади в нужных направлениях, постоянно сигналя и перестраиваясь из ряда в ряд.
Наконец мы выехали на проспект Кадырова и рванули к мечети. Времени уже было больше трёх часов, в Грозном было жарко, да и вообще атмосфера в выходной день казалось более накалённой, чем две недели назад в будний день.
- Я вот здесь остановлюсь, тебе тут буквально сто метров пройти останется, - предложил водитель Максу. - Ты пешком быстрее дойдёшь, чем сейчас ехать будем.
- Хорошо, - согласился Максим. - Ну что, Витя, если какой-то нормальный вариант на «Бла-бла-каре» образуется, я тебе позвоню. Ну и если на маршрутке уезжать буду - тоже позвоню.
- Аха, хорошо, Макс, - согласился я, раздумывая, как мне теперь через все эти пробки добираться до «Ахмат-арены».
Макс вышел из машины, а водитель повернулся ко мне (я сидел на заднем сиденье):
- Давай может довезу тебя до «Ахмат-арены» за 100 рублей, нормально?
- Давай, - согласился я. Было проще поехать прямо сейчас, чем дёргаться по всему Грозному с их африканским расписанием маршруток. Идти более 6 километров пешком тоже не особо улыбалось - в таком случае я пришёл бы на стадион едва ли не к середине матча.
Мы поехали. Водитель (оказалось, что его зовут Мухаммед) отключил свою систему, чтобы ему не сбросили новый заказ, и повёл машину на восток Грозного.
- Эх, жалко, что у меня дома сегодня места нет, так бы ты гостем моим был, - сказал Мухаммед. - Я как раз и живу не очень далеко от арены, но у меня сегодня в доме брат с семьёй, просто места нет.
- Да ладно, уж справлюсь как-нибудь, - махнул я рукой, но в глубине души сидело это неприятное чувство.
Путь до «Ахмат-арены» тоже был непростым, но всё-таки нам удалось приехать почти вовремя. Правда, Мухаммед немного поплутал по дворам новостроек в районе стадиона (да там почти весь район состоит из новостроек), но в конце концов высадил меня довольно близко от арены.
- Ну всё, удачи, - я протянул водителю стольник, пожал ему руку и вышел из машины.
До стадиона теперь было уже рукой подать. Я быстро дошёл до "Ахмат-арены".


На входе стояли бородатые собровцы, но обыскивали они без особого усердия. Я оказался на территории арены, но теперь ещё нужно было попасть непосредственно на трибуны.
По пути я прошёл через парковку, на которой стоял микроавтобус вот с такой надписью. Да, популярен в Чечне российский президент.


Вот, наконец, и входы именно к трибунам. Я миновал символический досмотр и спросил у стюарда, где находится гостевой сектор. Тот показал, куда идти, я пошёл. Почти сразу после входа была какая-то маленькая лужайка, на которой примерно с десяток чеченцев молились.
«Ахмат-арена» - весьма внушительный стадион, он вмещает более 30 тысяч зрителей. Правда, в день матча с «Уралмашем» здесь набралось менее 13 тысяч человек, но всё равно это приличный показатель, не зря же «Терек» входит в лидеры премьер-лиги по посещаемости.


На подходе к гостевому сектору стояло несколько кордонов местных разномастных силовиков.
- Здравствуйте, вы куда идёте? - спросил меня один из них, когда я подошёл к кордонам.
- На гостевой сектор я иду, - ответил я.
- А билет или что там - есть у вас? - спросил полицейский.
- Нету билетов, вход свободный для нас, - ответил я, не забыв обсуждения на фанатских форумах.
- Ааа, хорошо, проходите вон там, рядом с ограждением, - показал силовик на очень узкий проход, который был специально чем-то перегорожен.
Худощавая комплекция позволила мне просочиться и там, вот я уже на секторе. Фанатов я заметил только четверых - это были Томас, Курганский, Робот и Коля СМ, плюс ещё было пятеро представителей группировки «Кузьмичи Урала», стоявших чуть повыше на секторе. Рядом с фанатьём стоял и менеджер «Уралмаша» по работе с болельщиками Дима Копьёв, который дал мне два билета на матч. Можно было взять хоть десять - вход-то всё равно был бесплатный, а забить в Грозном полный гостевой сектор для «Уралмаша» пока нереально.
Первые минут 15 после моего появления на секторе продолжалось начатое ещё до моего прихода выяснение отношений между Колей СМ и Валерой Валлом из «Кузьмичей Урала». Валл был под градусом и активно протестовал против того, что на ограждении сектора не был закреплён баннер "Кузьмичей". Собственно, ему там просто не хватило места, так как тогда не были бы видны другие баннеры. Но до Валла все аргументы Коли доходили очень плохо, он еле-еле отвязался от нашего заводящего. Вообще наша шиза была весьма хилой, заряжали что-то самое простое раз в несколько минут.
Первый тайм закончился со счётом 0:0, в перерыве ничего интересного не было. Томас пошёл общаться с какими-то местными полицейскими. Уж кого-кого, а стражей порядка на нашем секторе и возле него была масса. Внизу толпились кадыровцы в беретах и с дубинками, составленными у стены. На секторе кучками сидели СОБРовцы, простые полицейские и МЧСники.
В перерыве я сфоткался у баннера, а затем попытался найти-таки тачку до Владикавказа через бла-бла-кар.


Тем временем мне уже позвонил Макс, который сообщил, что уезжает. Всё, маршруток до Назрани больше не было.
В ББК я нашёл несколько вариантов - таких же мутных, как и те, что находил Макс во время пути в Грозный. Одну из машин я вроде как забронил, но уже через 10 минут пришло уведомление, что водитель отменил моё бронирование. Ещё по паре номеров я решил сначала позвонить, и оба водителя сразу сообщили, что мест у них больше нет. «А что ж вы, сволочи, тогда не убираете свои долбаные лже-поездки с сайта???» - хотелось мне спросить. Ни в одном регионе России я ещё не видел столь постоянного кидалова, как с бла-бла-каром в Чечне.
Ну ладно, я не стал горевать. Курганский сказал мне, что есть какой-то автобус Грозный - Ставрополь, который уходит около 8 вечера. Я посмотрел по яндексу - аха, вроде бы есть такой. На этот автобус я успевал. Через Владикавказ он явно не шёл, но столь же явно проезжал Черменский круг, а оттуда я мог бы уж как-то протопать 15 километров до Владикавказа.

Во втором тайме игра стала напряжённей. Хозяева временами очень неслабо давили, а к концу матча «Уралмаш» ещё и остался вдесятером, был удалён Михаил Меркулов. Судья Еськов к тому же и добавил хрен знает сколько минут, так что концовка получилась вообще нервная. Но, слава Богу, звучит свисток, нулевая ничья, и наконец-то мой выезд закончился хотя бы не поражением «Уралмаша» (до этого пять выездов подряд пришлись на проигранные матчи).
Томас, Курганский и Коля СМ уезжали из Грозного - двое последних точно с командой, а Томас какими-то своими путями. Робот уезжал на следующий день, он остановился в грозненском хостеле. Я намотал на ус этот вариант, но только совсем на крайний случай. Честно говоря, оставаться ночевать в чеченской столице мне не очень хотелось - во-первых, пришлось бы тратить дополнительно минимум 500 рублей, во-вторых, я бы добрался до Владикавказа только к завтрашнему полудню и потерял бы кучу времени, которого у меня и так было немного - нужно ведь было уже ехать домой, отпуск почти закончился. И так-то с обратным маршрутом было многое непонятно, то есть терять полсуток было совсем не комильфо. В общем, надо было рвать на автовокзал, до автобуса оставалось часа полтора.
Распрощавшись с товарищами, я вышел с сектора и стал двигаться в сторону центра Грозного. Самое интересное было впереди.


Спасибо за внимание!

Продолжение следует, можете даже не сомневаться!

Чечня, фанаты, ФКУралмаш, Ингушетия, Владикавказ, Назрань, Осетия, ЭтоКавказ, Россия, туризм, футбол, Грозный, Уралмаш, ЭтоКавказМиха

Previous post Next post
Up