Первый день осени 2017 года я решил начать с поездки в Панчево - центр Южно-Банатского округа Сербии, находящийся всего в 18 километрах к востоку от Белграда. В Панчево проживает 76 тысяч человек, а население всего округа составляет 293 тысячи человек по переписи 2011 года.
Я хотел побывать в Панчево ещё весной 2014 года, в ходе первой своей поездки в Сербию. Тогда я собирался ехать поездом система "Беовоз", но не доехал. А в 2017 году пришлось ехать на автобусе - поезда "Беовоза" до Панчево больше не ходят. А вот автобусы от БАС до Панчево едут постоянно, на один из них я и прикупил "повратну карту" (то есть билет туда-обратно со скидкой) за 240 динар.
Сам путь до Панчево занял едва ли полчаса. Автобус проехал по Дорчолу и берегу Дуная, выехал на Панчевский мост, даванул газа по автомагистрали, вжух! - и я уже на автовокзале в Панчево.
Мои впечатления при прибытии в новый сербский город всегда одинаковы: первые полчаса я думаю "Что же это за дыра?", а потом постепенно привыкаю, и город начинает нравиться.
Панчево - это один из важнейших городов Сербии. Это сильный промышленный центр, здесь расположен нефтеочистительный завод, нефтеперерабатывающий завод "Петрохемиjа", производство стекла, обуви, одежды, шёлка, пива, обработка кожи, пеньки и многого другого. Панчево - это и важный транпортный перекрёсток: здесь река Тамиш впадает в Дунай, здесь проходят железнодорожные линии от Белграда на север Сербии (в сторону Кикинды) и на северо-восток, в Румынию. Наконец, в Панчево находятся подразделения 1-й бригады Сухопутных войск армии Сербии, командование Специальной бригады армии Сербии, противотеррористический батальон "Соколы" (входит в состав Специальной бригады), 72-й разведывательно-диверсионный батальон (из числа всё той же бригады), 333-й инженерный батальон ВВС Сербии, армейский центр обучения и переподготовки унтер-офицеров. В общем, концентрация военных в Панчево прямо-таки зашкаливает.
В общем, Панчево - это круто. Но самое интересное в этом городе для меня, как для туриста, было то, что в состав Югославии Панчево вошло только в 1918 году. В Средние века нынешнее Панчево, как и весь Банат, часто меняло хозяев, с XV века здесь хозяйничали турки, а в 1716 году город перешёл под власть австрийцев. Вскоре Панчево (тогда оно называлось Панчова) стало частью Военной границы Австрии, а с упразднением последней в 1872 году перешло под венгерскую гражданскую власть. До XVIII века Панчево было населено в основном сербами, а после перехода территории под цесарскую власть начался приток немецких колонистов. В 1910 году сербы составляли 42% населения города (8,7 тысяч человек), немцы - 36%, венгры - 16%, словаки - чуть более 1%, хорваты - 0,65%, а остальные народы - и того меньше. Значительная доля немецкого населения оставалась в Панчево даже после развала Австро-Венгрии. Но после Второй мировой войны более чем двухвековая история немцев в Южном Банате завершилась. Если перепись населения 1948 года ещё зафиксировала в Панчево более 1400 немцев, то к моменту переписи 2002 года в городе осталось всего 172 немца. Доля же сербов выросла до 79%.
Разумеется, в Панчево сохранилось немало следов австрийского господства. Собственно, и развитая промышленность города явно растёт из той же эпохи.
В центре города:
На фотографии сверху - Заков дом, 1905 года постройки
И опять он здесь, вездесущий Сбербанк:
Но, кроме Сбербанка, в Панчево обнаружился и ещё один известный российский бренд:
Успенская церковь. Построена в 1801-1810 годах в стиле барокко с элементами классицизма.
Вообще-то, в Панчево есть свой футбольный клуб - "Динамо", основанный в 1945 году. В сезоне 2016/17 "Динамо" выиграл Войводинскую лигу "Восток" (четвёртый уровень сербского футбола) и теперь идёт на втором месте в розыгрыше сербской лиги "Войводина" (третий уровень). Но я почему-то часто натыкался здесь на граффити и стикеры фанатов белградского "Рада":
Школа иностранных языков. Русский тоже есть, хоть и указан последним. Ну и портрет Достоевского, естественно:
Частный сектор в Панчево:
Мой путь вёл меня на улицу Бранка Радичевича, дом 38. Именно там находится собрание старинных мотоциклов, принадлежащее панчевцу Драгану Маркушеву. Собственно, собрание находится в гараже Драгана, во дворе его дома:
Драган знал о моём визите, так как работники моего хостела позвонили ему заранее, когда я ещё был в Белграде. Но всё равно пришлось подождать хозяина, беседуя с его милой женой. Телефон Драгана +381-63-240-817, сообщество в Фейсбуке
https://www.facebook.com/profile.php?id=262017837543762&ref=br_rs.
Итак, что же интересного есть у Драгана Маркушева? Да много всего.
Вот вам "Харли-Дэвидсон", 1930 год:
Прикольный БМВ R60 с коляской Штейб, 350 кубиков, выпущен в 1957 году. Эта модель использовалась в эскорте Йосипа Броза Тито:
Итальянский "Бенелли" TN250, выпущен в 1936 году, возил итальянских солдат по всем фронтам Второй мировой, драпал тоже на всех фронтах вместе со своими хозяевами )))
БМВ, модель R51 с коляской, 1938 год выпуска:
И ещё два "Харлея". Вот этот - W150, 1940 год:
А вот этот - модель WLC750, 1943 год:
Это, конечно, знаменитый "плакатный" немецкий БМВ времён Второй мировой войны:
Двигатель вот этого БМВ R71 (750 кубиков) 1939 года послужил прототипом двигателя нашего "Днепра":
Немецкий "Цюндапп" - ныне не существующая марка. Этот мотоцикл модели S300 был выпущен в 1930 или 1931 году:
Ещё один "Цюндапп", модель KS600, 1939 год выпуска, использовался немецкой военной полицией:
Французский мотоцикл "Гном Рон AX2", выпускавшийся в годы немецкой оккупации для немцев же:
Есть в коллекции Драгана Маркушева и представители Туманного Альбиона. Вот мотоцикл ныне не существующей фирмы BSA, модель B31, 1951 год выпуска:
Некоторые мотоциклы Драгана ещё только ждут реставрации:
Есть и совсем древние экземпляры. К примеру, на этом велосипеде компоновки "пенни-фартинг" в конце XIX века кто-то колесил по улицам Белграда:
А вот "Харли-Дэвидсон", на котором Драган ездит сейчас (но с работы он пришёл пешком):
А вот и сам Драган Маркушев:
Есть и артефакты Второй мировой войны - сообщение о расстреле 250 сербов в отместку за убийство четниками четырёх членов немецкой "Организации Тодта":
Драган рассказал, что его зарплата госслужащего составляет всего 39 тысяч динар (то есть около 22,5 тысяч рублей). Конечно, на такие деньги поднимать двух дочерей (жена Драгана не работает, занимается домашними делами), построить прекрасный дом и создать такую чудесную коллекцию нереально. Драган Маркушев подрабатывает - например, возит свадьбы в Панчево. А возит он их вот на таком раритете - "Шевроле" 1929 года, купленный в Дании:
Себя любимого как не сфоткать? Личико попроще надо делать, знаю, знаю...
Платы за вход в музей нет, но Драган попросил оставить сколько-нибудь денег в специальной трубе, где уже лежали купюры разных стран. Я оставил 200 динар - стандартная плата за вход в белградские музеи.
Драган немного проводил меня, указал дорогу до нужного мне места, и мы распрощались. Я вернулся в центр Панчево, где нашёл знаменитые солнечные часы на улице Николы Теслы. Время показывают правильное!
Католическая церковь святого Карло Борромео (деятель Контрреформации XVI века):
Пивоваренная фабрика в Панчево появилась в 1722 году. Здания на фотографии, скорее всего, построены в XIX веке. Сейчас, конечно, здания фабрики находятся в печальном состоянии, но, тем не менее, пивоварня остаётся одним из главных объектов индустриального туризма в Сербии:
А это - жилые дома возле берега реки Тамиш, на набережной имени Радойе Дакича (Народный герой Югославии, умер в Москве в 1946 году во время лечения):
А вот и знаменитый на Балканах "Црвени магацин", то есть "Красный склад". Был построен австрийцами в 1785 или 1787 году в стиле барокко. Склад имеет четыре этажа. В 1941-1944 годах его использовали немецкие оккупанты, а с 1944 года здесь находился склад Югославской народной армии. Что там находится сейчас - непонятно. Военных возле магацина я не видел.
Мужичок, чинивший свой старый "Ситроен", подсказал мне дорогу до устья Тамиша:
А вот и Тамиш с его грязноватыми водами:
Ну как же в Сербии, да без сплавов? Дискотека "Рафт Клаб" работает для вас с 23 до 4 часов!
Одно из предприятий, успешных в эпоху социализма и захиревших в 90-е годы - судостроительное ("бродоградилиште" по-сербски):
Старая и давно забытая фабрика по изготовлению шёлка - "свилара". Её построили в 1899 году, первым директором фабрики был итальянец Кико, а последним рабочим днём шелкопрядни на левом берегу Тамиша стало 28 апреля 1967 года. А началось производства шёлка в Панчево ещё в 1733 году.
От судоремонтных доков я прошёл ещё немного берегом Тамиша и наткнулся уже на пристань:
Вот оно, устье Тамиша при впадении в Дунай, и вот построенные австрийцами в 1909 году два маяка в устье (хорошо видно правый маяк). Во второй половине ХХ века судоходство по Тамишу почти прекратилось, маяки стали не нужны, и с них потихоньку своровали все металлические и каменные детали. Памятникам архитектуры грозила даже опасность разрушения, но в начале XXI века они были отреставрированы. Пройти близко к маякам почти невозможно - с одной стороны подступ перекрывает порт на фотографиях выше, с другой стороны - частная закрытая территория. Дорога к маякам сильно заросла. Впрочем, я так думаю, что это и к лучшему.
По дороге мне встретилась просто 100%-но индифферентная псина:
Чё-то растёт около автомагистрали:
Возле порта я развернулся и двинулся к автовокзалу. Но мне предстояло увидеть ещё немало интересного. Вот, например, бывшая воднонапорная башня, ныне - ресторан:
Кабриолет я увидел недалеко от водонапорки:
Но и машин из 90-х годов тоже хватает:
Местное отделение Союза борцов Народно-освободительного движения, то бишь партизан НОАЮ:
И местное же отделение Социалистической партии Сербии:
Прекрасные образцы австро-венгерской архитектуры:
Улица Льва Толстого - почти в самом центре Панчево:
Примерно в 15.20 я уже был на панчевском автовокзале. Однако, как оказалось, выбраться из города было не так просто. Но об этом позже.
Кстати, за весь день в Панчево я так и не увидел военных, хоть их тут и так много. А вот "Дом армии" (типа нашего Дома офицеров) в Панчево есть.
Спасибо за внимание!